3.1. Процессор надсознания для ассоциативной обработки и распознавания зрительных образов
  Книга 1. "Архитектоника мышления и нейроинтеллект"
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
Глава 3. Etherware интеллекта. Бессознательная реализация системопсихологических функций интеллекта человека

"В чем кризис знаний? Бездна скрыта?
Что суть мышления не раскрыта,
А в психологии системной
Все в тайнах лирики богемной!"
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 3]

3.1. Процессор надсознания для ассоциативной обработки и распознавания зрительных образов ....more
3.2. Процессор быстрого надсознательного анализа решений и интуитивных “озарений” ....more
3.3. Процессор подсознания для волевой и эмоциональной настройки человека на преодоление страхов и выполнение решений ....more
3.4. Локационный процессор подсознания человека в выборе путей достижения комфорта и счастья ....more
3.5. Обобщенная структура антропоподобной системы ситуационного анализа и выбора решений. Атомы-типы интеллекта человека ....more
3.6. Содружеские связи атомов-типов интеллекта и правила образования дружных “молекул” общества ....more
3.7. Структурно-молекулярная организация согласованных высокопродуктивных интеллектуальных групп и коллективов ....more
3.8. Основные положения, выводы, гипотезы и утверждения главы 3

3.1.1. Великое предназначение слова в распознавании зрительных образов
3.1.2. Архитектура процессора для признаково-семантической обработки изображений
3.1.3. Сопроцессор объемно-перспективных фантазий в надсознательном ситуационном анализе
3.1.4. Нечеткая знаковая ориентация и инвариантное чтение сообщений

3.1.1. Великое предназначение слова в распознавании зрительных образов

    Надсознание Человека работает с отображаемыми на нейро-экране различными зрительными пространственными, плоско-рисованными, символьно-знаковыми и / или темновыми наводимыми образами, а также со следами этих образов в нейро-стеке, до того момента, пока подсознание, а затем и сознание, не найдут звуковое речевое определение хотя бы одного из известных им элементов зрительного образа и, таким образом, появится оно великое Слово. Надсознательная обработка изображений, узнавание отдельных предметов, их взаимного положения, перемещения и возможных взаимодействий, а следовательно и "понимание" всей наблюдаемой ситуации, имеют общей целью формирование обобщенной надсознательной оценки ситуации для последующего принятия решений. (См. Рис.2-12). Отдельные мгновенные решения могут приниматься надсознанием и подсознанием Человека без участия сознания, как это имеет место у всех представителей живого Мира.
    При наблюдении объектов, до того как появится Слово, выполняется достаточно трудоемкая, но привычная для надсознания, работа по распознаванию и классификации зрительных образов, в результате которой первоначально надсознание выдает команду "что-то знакомое", например так, как это бывает при встрече дальнего родственника, а затем процессор БАРДЗО подсознания (Рис.2-16), перебирая ассоциированные с таким "узнанным" зрительным образом (ЗрО) следы всех возможных других типов образов и, в первую очередь, речевых (РчО), а затем: обонятельных (ОбО), осязательных (ОсО), вкусовых (ВкО), способов действия (СдО) и др., выбирает из тематических Словарей либо слово (имя или фамилия знакомого), либо способ действия: убегать, догонять, улыбаться, обижаться и т.д. Известно, что ребенок намного раньше начинает узнавать окружающих и предпринимать те или иные действия, чем говорить.
    Сознание включается в процесс принятия решений при необходимости их формального обоснования только тогда, когда появится соответствующее предмету или ситуации Слово!
    Для того, чтобы появилось Слово необходимо выполнить разнообразную пространственно-временную обработку зрительных образов, формируемых на сетчатке глаз Человека в локальной центральной области обзора - цветовой лупе с высоким разрешением, а также в периферической кольцевой области бокового обзора с черно-белым изображением.
    Более подробно концепция восприятия зрительных образов нейроструктурами головного мозга изложена в предыдущей главе (раздел 2.3). В области распознавания образов и обработки изображений, а также использования для этих целей высокопроизводительных процессоров цифровой обработки сигналов, достигнуты значительные успехи, что позволяет существенно повысить качество телевизионных приемо-передающих систем, расширить сферы применения роботизированных систем управления и систем наведения в авиации и космонавтике.

3.1.2. Архитектура процессора для признаково-семантической обработки изображений

    Оставим в стороне практическое применение, методы и средства реализации процедур согласованной фильтрации, спектрального и корреляционного анализа при обработке изображений, и рассмотрим более подробно системопсихологические функции и взаимодействия процессора для пространственной обработки изображений (ПРОБИЗО) надсознания с другими процессорными средствами головного мозга Человека при восприятии зрительных образов и принятии решений. Структура процессора ПРОБИЗО представлена на Рис.3-1.

Рис.3-1.

    Этот типичный нейросетевой процессор, функции которого в основном уже реализованы во многих интегральных структурах и нейрокомпьютерных системах распознавания образов, выполняет достаточно сложные задачи построения, дополнения, восстановления, анализа и распознавания зрительных образов. Кроме того, процессор ПРОБИЗО в тесном взаимодействии с процессором БАРДЗО подсознания обеспечивают быстрое словесное "узнавание" (классификацию) предметов и объектов, находящихся в поле зрения Человека. Основной информационной магистралью надсознания и процессора ПРОБИЗО является специальная выделенная Общая шина зрительных образов (ОШЗО), доступная основным процессорным средствам как сознания, так и подсознания Человека, а точнее окна способов действия, что совершенно необходимо для быстрых реакций на те или иные ЗрО (См. Рис. 2-11).
    К основным подсистемам процессора ПРОБИЗО относятся:
  • следящий контурно-цветовой анализатор-классификатор зрительных предметных пространственных и плоско-рисованных образов, который на основе слежения и зрительного обхода границ контуров изображений, представляемых в центральной цветовой области обзора, обеспечивает поэлементное распознавание образов предметов окружающей обстановки и всей ситуации, сложившейся в среде существования;
  • динамико-ситуационный анализатор бокового обзора, отмечающий боковым зрением теневые быстрые или медленные изменения ситуации и реагирующий на возможные "угрожающие" действия во внешней среде;
  • подсистема управления слежением за объектом, фокусировкой и светочувствительностью глаз и всей энергетикой нейро-экрана для обеспечения непрерывного наблюдения за объектами в любых условиях освещенности с целью возможной быстрой оценки Ситуации и принятия необходимых решений (действий);
  • аффинный преобразователь-вращатель следов зрительных предметных и знаковых образов, обеспечивающий быстрые инвариантные преобразования эталонных настроек-ассоциаций проводимостей нейро-сетей с целью повышения уровней возбуждений Wi-понятий на конечных нейронах и уверенного распознавания соответствующих зрительных образов;
  • пространственный объемно-перспективный построитель-анализатор (сопроцессор ОППА) зрительных образов и следов ЗрО, который на основе повышения или понижения порогов восприятия отдельных участков нейро-сетей производит построение-расстановку элементов зрительных образов, формируя перспективное (пространственное) видение обстановки или возбуждая темновые наведенные образы грез и сновидений;
  • сканирующий символьно-знаковый анализатор зрительных образов букв, слогов, математических или условных знаков, частей слов или целых слов, обеспечивающий по-строчное отслеживание и распознавание знаков-символов в некоторой освоенной Человеком системе знаний, например, национального литературного языка или математического анализа;
  • нейро-стеки следов зрительных пространственных предметных или плоско-рисованных образов в виде настроек-ассоциаций проводимостей нейро-сетей в зрительном окне нейро-экрана, наполняемые в течение всей жизни Человека в процессе общения, воспитания, обучения и самообучения.
    В отличие от объединенной ОШ СО, работающей с речевыми и другими чувственными временными образами - сигналами, на специальной Общей шине зрительных образов (ОШ ЗО) при мысленной обработке на основе эффекта "длительного послесвечения" фиксируются возбуждения от наблюдаемых зрительных образов, причем в процессе принятия решений на ОШЗО остается по-кадрово воспринимаемый на нейро-экране зрительный образ достаточно подробной картины изображения предметов, объектов и всей обстановки (ситуации), которая таким образом становится доступной (фиксированной на некоторое время) для "всестороннего" восприятия надсознанием, сознанием и подсознанием Человека для поиска и формирования соответствующих ассоциаций, связанных с этой или подобной обстановкой.
    Способности Человека в значительной мере определяются его надсознательными возможностями "видеть", т.е. выделять информативные знаки-признаки наблюдаемых предметов-объектов и оценивать ситуацию для принятия решений.
    Надсознательное видение включает в себя не только предварительную обработку изображений: адаптацию глаз к освещенности, их сведение-фокусировку для четкого выделения контрастных границ - контуров предметов, построение перспективы (пространственной интерпретации изображений), но и достаточно трудоемкие операции анализа и идентификации (распознавания) образов путем направленных и быстрых инвариантно-пространственных (аффинно-вращательных) преобразований настроек следов ЗрО из нейро-стека видео-окна надсознания с целью формирования соответствующих возбуждения Wi-понятий и Zi-управлений СдО, РчО и др. (См. раздел 2.3).
    Следящий контурно-цветовой анализатор-классификатор зрительных образов надсознания Человека, умеющего видеть, очень быстро отбирает отличительные знаки-признаки наблюдаемых предметов-объектов, которые могут вызвать хотя бы какие-либо ассоциации в настройках нсйро-стеков тематических Словарей подсознания, и таким образом обеспечивают быстрое надсознательно-подсознательное "узнавание" предмета-объекта, с отнесением его к одному из уже известных Человеку классов образов предметов-объектов. Такая надсознательно-подсознательная процедура распознавания и узнавания образов свойственна всем представителям живого Мира, но у Человека в подсознании, кроме ассоциированных со ЗрО предмета-объекта следов чувственных образов и СдО, формируется и мысленный речевой образ (МрО-СдО) слова, определяющего тип предмета-объекта, а значит в последующем появляется возможность сознательно поддержать как процедуру распознавания и классификации зрительных образов, так и принятия формальной оценки сложившейся ситуации и соответствующего решения.

3.1.3. Сопроцессор объемно-перспективных фантазий в надсознательном ситуационном анализе

    Однако основные решения Человеком все же принимаются надсознательно, а точнее интуитивно, на основе использования, например пространственного объемно-перспективного построителя-анализатора "картин развития ситуации" и формирования их "перспективных" интуитивно-логических оценок (См. след. раздел 3.2).
    Пространственный объемно-перспективный построитель-анализатор (сопроцессор ОППА надсознания) выполняет быстрое упорядочение и расстановку "по глубине" узнаваемых элементов отображения ситуации (изображения), формируя ближний и дальний план и определяя некоторую перспективу путем настройки порогов восприятия соответствующих участков нейросетей зрительного окна нейро-экрана. Воспринимая в первую очередь границы освещенных и затемненных участков и выделяя таким образом "верх" и "низ", сопроцессор ОППА поддерживает некоторое "видение" конкретного изображения и соответствующей ситуации. Во многих изданиях книг по "Занимательной физике" приводятся многочисленные рисунки, которые воспринимаются по разному в нормальном и перевернутом положении, поскольку освещенное всегда "верх", а затемненное "бок" или "низ" для сопроцессора ОППА головного мозга зрителя.
    В процессе построения перспективы сопроцессором ОППА не редко имеет место и искаженное восприятие "геометрически правильного" изображения, если на него были нанесены дополнительные "маскирующие" элементы. Главной функцией ведущего сопроцессора ОППА надсознания является построение "объемного" изображения и поддержка в течение длительного времени конкретного (не всегда адекватного) "видения" обстановки (ситуации) на шине ОШЗО для возможного принятия как надсознательно-подсознательных, так и сознательных решений (Рис.2-12).
    Особое развитие функций сопроцессора ОППА свойственно Человеку-Интуиту, обладающему так называемым "пространственным видением", остро необходимым при проектировании механизмов и устройств. В некоторых редких случаях такой сопроцессор отсутствует в составе процессора ПРОБИЗО головного мозга Человека (не Интуита) и он может видеть лишь "плоские" изображения. Система сведения работает нормально, т.е. изображение остается четким, но построитель ОППА не разделяет элементы изображения по глубине и не дает представления о возможных других проекциях (видениях) предмета без формального их построения на бумаге с помощью чертежных инструментов. Такие "провалы" способностей по начертательной геометрии встречаются среди студентов из Индии, которые при этом отличаются достаточно высокими способностями в математическом или логическом анализе.
    Наиболее быстрые решения принимаются с помощью динамико-ситуационного анализатора бокового обзора, первым отмечающим "важные" изменения ситуации и вызывающим быстрые надсознательно-подсознательные реакции на основе соответствующей личной версии интуитивной логики учета времени принятия решений (конструктивизма).
    Динамико-ситуационный анализатор бокового обзора отвечает за самосохранение и поэтому особо быстро без ожидания сознательной (формальной, речевой) оценки развития ситуации принимает решения и вызывает ассоциированные с предметом-объектом следы образов способов действий (СдО), например, бежать, защищаться, нападать, покупать и т.д.. Последний механизм принятия решений Человеком учитывается при размещении "боковой" рекламной видеопродукции, которая обеспечивает временный ошеломляющий и, намного реже, долговременный финансовый или коммерческий успех отдельным компаниям и акционерным обществам.
    Если длительное время надсознание не может распознать наблюдаемый предмет-объект, т.е. найти хотя бы какой-нибудь ассоциированный с этим предметом-объектом след ЗрО в нейро-стеке следов зрительных предметных пространственных или плоско-рисованных образов, и, соответственно, сопроцессор ОППА не может построить "объяснимое" изображение, а подсознание не может классифицировать ЗрО предмета-объекта, т.е. найти ассоциированное с ним слово, то это ставит в тупик и особо поражает сознание и подсознание Человека. Такая ситуация часто воспринимается со страхом или восторгом, в том числе как Чудо или НЛО! Часто сопроцессор ОППА достраивает изображение в зависимости от "соответствующего большого" желания наблюдателя. Раньше некоторые люди видели чертей со всеми подробностями, а в наше просвещенное время они же видят "инопланетян" и "неопознанные летающие объекты".
"Всегда наш мозг за зрение в ответе,
Что сильно захочу, увижу на Планете.
И не познаем мы простых явлений
Без аномальных объяснений!"
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 6]
 
    Чем больше обсуждений и ажиотажа вокруг случайных или еще не изученных явлений поднимают в прессе или по телевидению журналисты с атомом-типом Интеллекта Этика-речистого, тем больше желающих рассказать что-то "подобное и необычное" из своей, не редко очень серой и прозаичной жизни. Так формируется "фольклорное коллективное мнение", которое изменчиво и преходящее, в отличии от коллективных знаний, которые непреходящие и базируются на строгих, многократно проверенных и зарегистрированных научных данных.

3.1.4. Нечеткая знаковая ориентация и инвариантное чтение сообщений

    Передача и восприятие Человеком коллективных знаний, предствляемых в письменной форме на основе использования разнообразных знаковых систем, обеспечивается развитием специальной подсистемы головного мозга, а точнее процессора ПРОБИЗО надсознания, - сканирующего символьно-знакового анализатора, выполняющего в ограниченной области зрительного окна нейро-экрана локальную процедуру распознавания специальных условных знаков и их зрительных образов (ЗнО-ЗрО), коллективно воспринимаемых как сообщения или составные части сообщений. Развитие этой подсистемы и формирование соответствующего нейро-стека следов ЗнО-ЗрО возможно лишь при длительном обучении и самообучении, причем освоенные в одной среде общения знаки будут совершенно бесполезными или трудно используемыми в другой среде общения.
    Распознавание зрительных знаковых образов (ЗнО), особенно в рукописной форме, это достаточно напряженная работа надсознания, поскольку следы ЗрО знаков хранятся в нейро-стеке в некоторой заученной форме "строгих" печатных и прописных знаков-букв и нескольких инвариантов изображения букв знакомого почерка, а в процессе чтения и "разгадывания ребусов" рукописных записей надсознание должно выполнять самые "невероятные" преобразования следов ЗнО, причем не редко достраивать отдельные "крючки" и даже группы знаков.
    Изучение и освоение всякой знаковой системы всегда осуществляется комплексно, т.е. например надсознанием и сознанием - формальные (математические) знаковые системы, или всеми тремя составляющими Интеллекта Человека: надсознанием, сознанием и подсознанием - естественные языковые знаковые системы с формированием соответствующих средств звуковой речевой поддержки чтения (артикуляции) фрагментов языковых структур-текстов. Основная логика и семантика прочитанного воспринимается и обрабатывается сознанием и надсознанием: процессоры СЕМАФОР и БАРИЧО, и частично процессором ВЯЗАРЕЧ в форме следов МрО-СдО Фрагментов мыслей.
    В головном мозге образованного Человека процесс надсознательного распознавания-чтения по ОШЗО текстов и рисунков сразу же сопровождается сознательным (процессоры СЕМАФОР и ВЯЗАРЕЧ) и подсознательным (процессоры БАРДЗО и ЭМОНАС) формированием, ассоциированных со знаками, следов различных типов образов, в том числе вкусовых ВкО, эмоциональных ЭмО, и т.п. и, не в последнюю очередь, речевых образпв МрО-СдО артикуляции знаков или отдельных наборов знаков-слов. Это так называемая внутренняя речь "про себя".
    Пропуск некоторых знаков в слове может привести к недопониманию и возможной субъективной коррекции прочитанного в связи с использованием "устойчивых словообразований" из посторонних "правильных" слов или фраз-высказываний, которые извлекаются при чтении из нейро-стека тематических Словарей подсознания или тематических Сборников-личных пособий сознания по известному, к счастью или несчастью, вечному принципу "испорченного телефона": "Что недопонято, то домыслено!" .
    Совместная напряженная работа надсознания, сознания и подсознания Человека с высокоразвитым Интеллектом могут обеспечить сверхскоростное восприятие текстов "по диагонали", когда вырванные из строк текста отдельные слова и фрагменты высказываний сразу же находят "понимание с продолжением" в развитых тематических Сборниках фраз-высказываний сознания, а процессор БАРИЧО надсознания сразу формирует интуитивные оценки: "это уже было", "не оригинально", "совсем не интересно (плохо)", "что-то новое?", "хорошо сказано" и др. Только отдельные фрагменты текста при этом прочитываются внимательно и даже несколько раз.
    К современным знаковым системам относятся естественные и искусственные (формальные, например, алгоритмические) языки представления знаний, которые как минимум включают в себя:
  • алфавит в виде наборов знаков и их звуковых ассоциаций (транскрипций);
  • словарь наборов знаков - слов, обладающих заранее условленным смыслом - значением, которые и должны порождать соответствующие ассоциации в подсознании Человека (сопроцессор АРКО) в форме РчО, СдО, ВкО, ЭмО и т.д., как индивидуально истинные значения наборов знаков-слов;
  • грамматику в виде системы взаимосвязанных синтаксических и логических правил построения "правильных" структур наборов знаков - частей фрагментов предложений и целых сложных предложений языков, отражающих определенную логику и семантику (смысл) внешнего Мира, о которых в сознании Человека должны формироваться соответствующие оценки: истина ли это или индивидуальная правда, или вообще неприкрытая ложь;
  • библиотеку тематических Сборников "правильных" и обязательно наиболее заметных "неправильных" (сложно опровергаемых) морально-этических, общественно-истори-ческих, научно-технических, художественно-лирических и др. описаний и текстов, необходимых в первую очередь для воспитания, обучения и самообучения молодого поколения, что в свою очередь должно порождать в надсознании Человека все возможные спектры индивидуального восприятия Мира и личное стремление к познанию истины: Добра и Зла, Веры, Надежды и Любви, Свободы, Равенства и Братства, Жизни, Страданий и Смерти!

    Надсознательные интуиция и Воля отдельных людей, помноженные на знания и умения многих, адекватно воспринимающих коллективные знания и верящих в возможность достижения общечеловеческих истинных ценностей: Свободы, Равенства и Братства, и соответствующих благородных целей: восприятия истинной Веры, Надежды и Любви в духе христианства и рая-коммунизма для всех добрых людей, в течение всей прошедшей истории и ближайшего тысячелетия обеспечивали и обеспечивают заметный социально-экономический прогресс всего Человечества для достижения высоко морального светлого будущего на Земле!


В.П.Широчин