1.1. Разум и душа человека в метамоделях интеллекта
  Книга 1. "Архитектоника мышления и нейроинтеллект"
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
Глава 1. Метамодели интеллекта человека. Его мотивы, установки и рационализм в принятии решений

"В заветный час восхода Солнца
Забреждет свет в твое оконце
И мозг за ночь сравнив виденья
Вдруг выдаст нам проблем решенье!"
(ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 2)


1.1. Разум и душа человека в метамоделях интеллекта ....more
1.2. Эмоции и интуитивный рационализм интеллекта ....more
1.3. Интуиция и природная интуитивная логика человека в оценке ситуации и мысленном выборе способов действий (принятии решений) ....more
1.4. Испытания, страдания и творчество в эмоционально-ориентированном микромире интеллекта ....more
1.5. Перенос микромира, мотивов, установок и имиджа человека в микромир искусственного интеллекта ....more
1.6. Оценки уровня профессиональной пригодности и уровня интеллекта человека ....more
1.7. Проблема непредвиденных логических ошибок (НЛО) в организации интеллекта и оценка уровня его безопасности ....more
1.8. Основные положения, выводы, гипотезы и утверждения главы 1

    Появившийся на свет ребенок обладает значительными рефлекторными возможностями познания окружающего мира на основе базовых мотиваций: голода, холода (комфорта) и самосохранения, которые выражаются в моторинге (хаотических движениях) и сигнализации (плаче, гулянии). В процессе последующих общения, воспитания, обучения и самообучения (ОВОС) в течение примерно 15 - 25 лет формируется сознание Человека. Если же говорить о личности и Разуме, способном познать самого себя, то необходимо добавить еще 20 - 25 лет. Итак, пока еще наиболее совершенный суперкомпьютер человеческого Разума накапливает основные понимания, знания, умения и навыки (ПЗУН) примерно за 35 - 50 лет. Это столько, сколько лет понадобилось для всей эволюции компьютеров!
    И, наконец, перегруженная премудростями личность - 45- летний философ и мудрец, обращаясь к своей внутренней лаборатории - сознанию, начинает прямо извлекать из памяти услышанное или прочитанное ранее или комбинировать эти достаточно простые языковые конструкции - суждения в символьно-знаковой форме, в раздумии:
- "Кто же так разумно все построил вокруг?"
- "Не сон ли это?"
- "Где же начало всех начал?"
- "Кто же сделал меня таким умным?"
- "Я познаю непостижимое: Бога, Святого Дух и свою Душу, которая верит, любит и надеется?"
- "Да, - думает мудрец, - Я венец творений природы. Я могу понимать, действовать и постигать законы природы, меня осеняют идеи и предсказания?"
- "Несомненно Душа моя бессмертна, а мой Разум в соответствии с Тайной Доктриной или Универсумом это частица Всемирного Разума, который входит в меня и предопределяет мои мысли и судьбу!"
    Но мудрец не знал, что одновременно с ним родился его брат близнец, который в раннем возрасте пропал без вести, но выжил в семье волков. Звали его Маугли. Он воспринял совсем другой язык - язык запахов, жестов, поз и интонаций и соответственно другие понимания, знания, умения и навыки.
    Что же здесь произошло с Душой и Разумом? Где же Бог? Почему он не вдохнул в него Душу? А где же Всемирный Разум? Почему его силовые линии не прошли через Маугли? Почему он не произносит страстных слов, которые являются первичными? Генетика подвела или Всемирный Разум? Вопросы эти разрешаются в пользу компьютерных систем.
    В процессе жизни Человек обучается пользоваться первичной интонационной, а затем речевой и письменной знаквыми системами. В сознании Человека накапливаются словари фонем (знаков) и целых конструкций фонем (фраз). Последние связаны ассоциативно между собой в словарях, а так же с образами, действиями и чувствами Человека. Эти знаки и конструкции черпаются (вводятся) Человеком из окружающей среды в процессе ОВОС и воспринимаются другими людьми только, если в них были загружены такие же самые словари соответствующего языка. Большинство людей пользуются существенно сокращенными словарями и лишь немногие ученые и изобретатели добавляют к ним все новые конструкции (фразы и термины). Огромную роль играет взаимный перенос терминов из одного языка в другой.

1.1.2. Основные задачи мышления и определяющие способности интеллекта

    В процессе многолетнего ОВОС Человек приобретает понимания, знания, умения и навыки решения трех основных задач мышления:
  • познания причинно-следственных связей через соответствующие понятия и их отношения - модели;
  • конструктивизму в умозаключениях и принятии решений;
  • формально-логическому пояснению (выводу) в суждениях.
    Первая и вторая задачи мышления не свойственны многим Индивидам, а третью задачу они решают за счет использования фраз-штампов, услышанных из уст других, в том числе по радио и ТВ, или прочитанных где-то. Особенно удивляют "научные" работы и доклады, полностью составленные из цитат и фраз-штампов, что считается даже признаком делового тона.
    Общим средством выражения результатов мышления является речь, но в связи с вышесказанным, собственная речь Человека часто оказывается столь прикрытой штампами, что судить по ней об Интеллекте невозможно. Остается лишь догадываться о Личных возможностях Человека в познании (анализе), конструктивизме (синтезе) и рассудительности (выводах). Известен приказ Петра Первого о запрете читать с бумажек: "Дабы дурь каждого видна была!"
    Интеллект проявляется в творчестве и труде, в поведении и способах принятия решений, в личных суждениях и всем образе жизни Человека, в ее целях и методах достижения целей.
    Конкретные творческие, как синоним интеллектуальных, достижения Человека зависят как от природных генетических способностей, так и от полученного образования и воспитания. Но наибольшую роль играют волевые и эмоциональные усилия Интеллекта, вложенные в процесс познания и творчества.
    Становление Разума связано с объединением усилий множества Интеллектов, обменом и распространением достоверных знаний и появлением в этой среде положительно ориентированной Личности, способной аккумулировать знания и на основе решения всех трех задач мышления вывести в формально-логических суждениях новые положения (модели) и интегрированные знания (гипотезы, теории).
    Как отмечает Пьер Тейяр в работе "Феномен человека": "...Если бы вся история (человечества) не гарантировала нам, что Истина, увиденная однажды, хотя бы даже одним умом, в конечном счете станет достоянием коллективного человеческого сознания, было бы отчего потерять веру и терпение..."
    Мы подошли к необходимости сформулировать понятие Разума, а для реализации в эмоционально-ориентированных суперкомпьютерах (ЭОС) и понятие Интеллекта Человека, обладающего кроме способностей питаться, размножаться и общаться, еще целым рядом определяющих способностей, которые представлены в реферате к данной работе сборнике мировоззренческих баллад и стихов "ZodiaC+", в следующей последовательности:
"Тот, кто гармонию познает - 1
И в деле с искоркой мечтает, - 2
Кто различить способен Зло - 3
И не хамит чтоб повезло, - 4
Кто Волю не сменит виденьем - 5
И удивит нас всех решеньем, - 6
В том точно сложен Интеллект
Как всех способностей комплект!"
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 3.]
 
    Эта метаформулировка в поэтической форме определяет шесть основных составляющих Интеллекта.
    Ведущей способностью Разума является видение и восприятие гармонии и, в частности, симметрии во всем: в художественных или музыкальных образах, в одежде и поведении, в конструкциях и взаимоотношениях, в природе и труде и др.
    Видение гармонии связано с понятием меры во всем, причем часто мера определяется интуитивно и для большинства явлений, объектов и процессов, к которым имеет отношение Человек, мера не определена. Поэтому и бытует выражение: "На вкус и цвет товарищей нет!" Интеллект Человека интуитивно определяет гармонию как красивое.
    Если для отдельных людей понятия гармонии и меры очень сложные понятия, которые воспринимаются лишь при длительном обучении и воспитании, то для других такие понятия оказываются интуитивно известными от природы, но трудно формулируемыми, особенно в искусстве и культуре [ ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 4].
    Отдельно необходимо определить гармонию в Душе Человека, как динамичное согласие сознательного Я (Эго) и душевного Я - совести (супер-Эго). К этим метапонятиям и соответствующим метаотношениям (метамоделям) мы неоднократно вернемся.
    Вторым важным свойством, которым должен обладать Интеллект, является творческое отношение в делу и активный конструктивизм. Настоящий специалист и профессионал - это Человек, который способен не только свободно "фантазировать" в области своей специальности, но и реализовать задуманное. Это творческий подход, изобретательность и рационализм.
    Определяя Интеллект нельзя упустить душевные установки (мораль) и эмоции, которые оказывают значительное влияние на мышление. Холодный и бездушный Разум малопродуктивен и не безопасен. Поэтому нашей целью является разработка концепции и архитектуры эмоционально- и морально-ориентированных (безопасных) суперкомпьютеров (ЭМОС), моделирующих продуктивное творческое мышление и использующих эмоционально- и морально-ориентированные базы знаний.

1.1.3. Установки Добра и Зла в эмоциональной и моральной ориентации интеллекта

    Ведущими моральными оценками отношения Человека к ситуации, действию, результатам или свойствам других людей являются интегральные оценки: Добра и Зла. Особенно важно дифференцировать оценку Зла, как недопустимой ситуации или действия для Интеллекта. Логико-интуитивное метапонятие Зла включает в себя четыре различимые ступени Зла, как это представлено на Рис. 1-1.
    Зло является относительной оценкой, которая определяется во взаимоотношениях людей. То, что воспринимается одним Человеком как Зло и действительно является для него Злом, может рассматриваться иначе другим, который оценивает это вполне положительно, т.е. как Добро, и оно действительно приносит ему пользу-выгоду. Однако, если в проявлениях вполне положительного свойства Человека - настойчивости не соблюдаются меры приличия или моральные нормы, то это уже нахальство. Если же при этом наносится моральный или физический ущерб другому Человеку, то это хамство (хулиганство). Настойчивость с нанесением материального ущерба и/или увечий квалифицируется как преступление, а если Человеку обманом или силой наносится значительный материальный ущерб, осуществляется насилие или убийство, в том числе голодной смертью, то это бандитизм.

Рис.1-1.

    Эмоционально и морально-ориентированный Интеллект не должен допускать даже первой ступени перехода Добра в Зло, т.е. он должен исключать использование правила: "Нахальство - второе счастье". Существуют много томов Гражданского и Уголовного кодексов и других законодательных и нормативных актов, определяющих степень Зла, наносимого Человеком другому Человеку или обществу и определяющих меру гражданской, уголовной или административной ответственности за содеянное Зло. Нас интересует системная психологическая основа и формы проявления Зла и отношение к нему со стороны развитого Интеллекта.

1.1.4. Базовая метамодель интеллекта человека

    Для противодействия Злу Интеллект должен обладать Волей, которая выражается в интуитивно-эмоциональном и осознанном признании необходимости активно действовать во имя Добра. Часто активные действия в борьбе со Злом откладываются Человеком по разным причинам, например, в соответствии с правилом: "Моя хата с краю!" или предваряются случайными приметами или видениями. Интеллект не должен руководствоваться случайными мотивациями в борьбе со Злом.
    Главной целевой функцией Интеллекта Человека является его способность принимать новые конструктивные решения, непредвиденные другими людьми. Именно новизна и неожиданность обеспечивают успех и эффективность разумных решений. Всякое решение должно получить формально-логическое обоснование в соответствующих построениях и суждениях.
    Основной концепцией построения ЭМОС ИИБП является не просто объединение, а взаимное проникновение метафункций Души и Разума, которые и в реальном Человеке составляют диалектическое целое. "Душа без Разума слепа, а Разум без Души жесток и непродуктивен в творчестве". Взаимодействие базовых эмоционально- и морально- ориентированных подсистем Интеллекта Человека, его Души и Разума, в первом приближении определяется следующей метамоделью, представленной на Рис.1-2.

Рис.1-2.

    В поэтическом реферате к данной работе отмечены основные составляющие базового системно-психологического комплекса, лишь косвенно контролируемого сознанием, который принято называть Душой:
"Душа в нас комплекс необычный,
Как Совесть нежная привычный,
Вся из Надежд она без бредней
И умирает в нас последней."
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 3]
 
    Душа в данной метамодели представлена тремя базовыми метапонятиями: Надеждами, Совестью и порождаемой ими Волей. Причем Совесть определяется как Супер-эго по З. Фрейду в роли некоторого внутреннего оппонента, инициирующего выполнение Разумом самоанализа.
    Активная деятельность с самыми различными целями, о которых мы будем много говорить, часто связана с непредвиденными испытаниями и ошибками. Представленная метамодель позволяет реализовать контур самообучения и самонастройки (адаптации) для получения все большего эффекта в активной деятельности. Таким образом может быть получен не только материальный эффект прибыль-выгода, но и моральный эффект самоутверждения и повышения собственной оценки - Рейтинга Чести (РЧ).
    Базовые метаотношения тонкого мира Души и Разума свойственны большинству нормальных людей (Homo Sapiens), склонных к самоанализу. Но в жизни случайные ошибки даже разумного Человека часто выводят из состояния равновесия и под воздействием эмоций он совершает много других ошибок, которые уже можно отнести к систематическим или личностным ошибкам. Эмоции блокируют Супер-эго (Волю и Совесть) и не позволяют оперативно (в реальном времени) выполнить самоанализ. "Эмоции подавляют волю и затемняют сознание", поэтому опытный руководитель не должен поддаваться раздражению. Эмоции и раздражение возникают подсознательно как чувственная реакция на ошибки и неудачи в самоутверждении, т.е. повышении Рейтинга Чести.

1.1.5. Подсистемы самоанализа и самоутверждения в обобщенной метамодели интеллекта

    В приведенной метамодели Интеллекта, отражающей влияние эмоций на способность Человека принимать разумные решения, выделено состояние раздражения, которое характеризуется потерей уверенности или устойчивости Души и блокированием подсистемы самонастройки Личности на достижение поставленных целей в процессе активной деятельности. Обратные связи в метаотношениях (Рис.1-2) и их знаки (положительный или отрицательный) непосредственно зависят от самооценки изменения Рейтинга Чести. Однако подавить состояния раздражения могут и другие более мощные эмоционально-интуитивные и целезадающие подсистемы Души, такие как Любовь и Вера в широком смысле этих базовых метапонятий.
    Любовь- это особое приоритетное отношение к своим Идеалам через любовь к отцу, матери, любимой, любимому, детям, внукам, Богу, царю (генеральному секретарю или президенту) и Отечеству, а также к самому себе, через любовь к власти, славе и богатству. Идеалы Человека формируются базовой эмоционально-интуитивной подсистемой Веры, которая и порождает истинную Любовь и обуславливает соответствующий эмоциональный подъем резервных сил (ЭПРС) как Волю для достижения стратегических целей, определяемых Верой. Вера обязательно включает в себя Мораль, как достойные правила достижения целей, как стратегических, так и тактических. Однако двойственность объектов любви - себя и идеала приводит к разным: эгоистическим или альтруистическим реализациям и целям активной деятельности отдельных людей и всего Человечества.
    Важнейшим и основополагающим метапонятием Веры является Бог как первичное, разумное и созидательное начало, определяющее и защищающее Добро и справедливость. Более подробно о Боге как метапсихологическом факторе сознания и надсознания Человека изложено в книге 2 "Слово о Счастье". Триединый Бог, олицетворяющий все Добро на Земле и противостоящий столь же могущественному Сатане, олицетворяющему все Зло, был впервые четко выделен христианским вероучением и принят исламом.
    В связи с предметным или реже образным мышлением людей метапонятие Бога - защитника справедливости всегда персонифицируется с образом Человека - Пророка или Бога-сына, за которым стоит громада неисчерпаемых сил Бога-отца (подразумевается природы) и предопределяющих правил Бога-духа (подразумевается законов природы).
    Подобная структура характерна и для демократического вероучения в США. Георг Вашингтон - это Пророк или Бог-сын, провозгласивший Билль о правах, свободный рынок перетекающего капитала и труда - Бог-отец, идеи Свободы против любых форм рабства на основе гомстедов Авраама Линкольна (минимальных участков земли каждому) - Бог-дух.
    Это вероучение не имеет всем понятных "научных" обоснований, например, по сравнению с коммунистическим вероучением, которое построено совершенно аналогично: Ленин - это Пророк или Бог-сын в окружении национальных апостолов, народное единство и интернационал есть Бог-отец, а теория марксизма-ленинизма - Бог-дух.
    Жизнеутверждающие концепции всех новых вероучений без колебаний предрекают победу Добра над Злом. Все великие Пророки и философы-гуманисты неизменно приходили к заключению о неизбежности светлого будущего всего Человечества на Земле или даже существовании такового: Рая для добрых людей, но пока на том Свете.
"Так верь же в силу доброты,
Любви, надежды и мечты!
Лишь тот, кто верит и живет,
Страдает, стонет, но несет
Свой крест - терпенья и надежд,
Тот станет светом для "невежд"
Тот обратит их в Веру Рая:
Природы, Солнца, пасхи, мая!"
[ZodiaC+, Баллада о Земле, Стих 11]
    Такой прогноз и исход имеют основания, ибо искренняя Вера людей в торжество Добра и их искренняя Любовь к своим Идеалам порождают наивысший эмоциональный подъем резервных сил (ЭПРС) как особую коллективную волю, позволяющую преодолеть самые сложные препятствия, найти новые пути решения, казалось бы неразрешимых проблем, и, как показывает история, обеспечивают преимущественный и достаточно быстрый прогресс верующего локального общества и всего Человечества.
    К каждому из базовых метапонятий - Богу, Вере, Совести, Любви и Надежде мы будем возвращаться неоднократно. Но на некотором метасистемном уровне в обобщенной модели Интеллекта эти базовые метапонятия в соответствующих отношениях порождают Волю и ЭПРС Человека, как это показано на Рис. 1-3.

Рис.1-3.

    В представленной метамодели отношений Души и Разума мы уже вышли за пределы Души и отметили центральное звено Разума, способного принимать корректные и полезные для Человека решения. Это системы самоанализа и самообучения, самолюбия и самоутверждения которые на основе Любви к себе и своим Идеалам, Веры в Бога и соблюдения норм Морали, обеспечивают развитие Интеллекта и безопасность Человека и ЭМОС.

1.1.6. Роль пророков и вероучений в становлении цивилизации

    Восприятие Веры может быть догматическим, если отсутствуют знания относительно всех тонкостей вероучения. С другой стороны вероучения рождались не в университетах, а их появление и, особенно, становление диктовались исторической необходимостью.
    Рождение вероучения всегда связано с сильными незаурядными личностями - Пророками, которые обладали сверхмощным эмоционально- и морально-ориентированным Интеллектом системных психологов с феноменальными способностями не столько к формально-логическим суждениям, сколько к конструктивному логико-интуитивного переносу (отображению в теории подобия) структур и свойств одних явлений, доступных для восприятия в окружающем Мире, на явления совсем других масштабов и природы, например, из космогенеза в антропогенез, из зоологии в антропологию, из антропологии в космологию и так далее. Логико-интуитивный перенос - это основной прием принятия базовых или начальных научных гипотез, которые обязательно должны быть подтверждены и/или уточнены фактами и результатами экспериментов.
    Несмотря на мистический характер многих вероучений, их роль в истории оказывается определяющей для преимущественного прогресса большинства стран и народов. И если сравнить быт и мораль людей тысячу лет тому назад и сейчас, то они отличаются существенно.
    Конечно, становление всех вероучений не обходилось без кровопролитий и костров, поскольку переход от старой Веры к новой всегда встречал многочисленных врагов и требовал жестких мер. Именно установление единой Веры обеспечило в свое время прогресс буддийских, исламских, христианских, коммунистических и демократических государств.
"Без единой Веры в Бога
Будет вся страна убогой,
Каждый сможет ей пенять,
Все раскрасть и меч поднять.
В этой мудрости восточной
Может что-то и не точно,
Безопасность же людей
Несомненно скрыта в ней!"
[ZodiaC+, Баллада о Солнце, Стих 8]
    Только сознательное восприятие Веры и ее соответствие основным положениям современных научных знаний, в том числе в области ЭМОС ИИБП, позволит Человечеству приблизиться к познанию Истины, а точнее познанию самих себя.
    Метапонятие Веры базируется на еще более общих метапонятиях Свободы и Независимости (самостоятельности). Известно определение Свободы как осознанной необходимости и, в частности, при восприятии Веры, Свобода заключается в непринужденном свободном ограничении себя в соответствии с принятой Верой и Моралью! Достаточно вспомнить суровый образ жизни миссионеров и монахинь, паломников и революционеров, которые свято верили в свои Идеалы. Только свободно, т.е. самостоятельно и осознано, принятые на себя ограничения будут выполняться строго и неукоснительно. Всякое принуждение в принятии Веры приведет к обратному эффекту: постоянным и множественным нарушениям норм Морали, аморальному поведению основной массы людей и самих верослужителей, что наблюдалось и наблюдается в настоящее время. А причина одна: принуждение в принятии Веры, будь-то буддийской, исламской, христианской, коммунистической или демократической.
    Оправданием неосмысленному младенческому принятию Веры может служить лишь кратковременность жизни Человека и необходимость как можно раньше привить хотя бы какие-нибудь нормы морали "самодеятельной" молодежи, которая, появившись на свет, еще не знает, что к чему здесь под Солнцем, и на которую всегда обрушивается и катастрофически воздействует лавина грязной и разрушительной информации, преступных и аморальных поступков и соответствующих идолов для подражания.
"Мудрый понял: Солнце вечно,
Но не так уже беспечно!
Если будет в мыслях срам,
То сгорит и Божий Храм!"
[ZodiaC+, Баллада о Солнце, Стих 1]
 
    Формализм в принятии вероучений недопустим: каждый Человек должен готовиться, т.е. прочувствовать, познать и свободно принять в сознательном возрасте свою истинную Веру, которая преимущественно должна быть также Верой его отцов и дедов. Вера придает смысл всей жизни Человека и определяет ее стратегические цели, в том числе и объекты для возвышенной настоящей Любви, порождающей достойные Надежды. Реализация достойных Надежд в напряженном труде и товарищеском общении с любимыми идеалами приносит Человеку Счастье, а крушение таких Надежд с пребыванием Человека или его идеалов на грани жизни и смерти порождает глубокие Страдания, преодоление которых позволяет в некоторых случаях приблизится к познанию Истины. Новые метапонятия позволяют уточнить метаотношения Разума и Души Человека, как это показано на Рис.1-4.

Рис.1-4.


1.1.7. Отличительное и фундаментальное свойство Истины

    Счастье не долговечно! По разным причинам не все Надежды Человека сбываются и ему приходится Страдать. Предельные испытания, которые выпадают на долю страдающей Личности, не сломят его только в том случае, если он абсолютно искренне любит и верит своему Идеалу, что дает ему исключительную Волю для преодоления любых предельных испытаний, в том числе и объятий Смерти.
    Страдающий Человек умирает только в том случае, если он сам и окружающие его близкие потеряли надежду и опустили руки. Только потеря Надежды означает истинную Смерть и только объятья Смерти порождают истинные Страдания!
"Мальчик, милый мой, кровинка!
Где ж та светлая тропинка,
Что поднимет нас с тобой
В этом мире над толпой?
Где вины и горя мера
И застывших слез химера?
Почему мне пал у ног
Сердце режущий клинок?!"
[ZodiaC+, "Мальчик, белый мой листочек"]
    Каждое личное Страдание и приближение к Истине обязывает внести свое звено в бесконечную цепь (кольцо) познания Истины как самого себя. Основным и корневым звеном этого кольца является сама Истина! Она позволяет приблизится к ней лишь тем, кто познал истинное Счастье и истинные Страдания. Истина не зависит от большинства или меньшинства. Она вечна. И как бы ее не прятали, не искажали, она будет высказываться вновь и вновь, ибо ее источник всегда перед нами.
    Отличительным и фундаментальным свойством Истины является то, что она непреходяща. Если собрать и систематизировать все известные интуитивные представления о Мире и Человеке, начиная от Кришны и Гераклита до Тейяра и Шкловского, то несмотря на несколько тысяч лет и тысячи километров, разделяющих эти логико-интуитивные суждения, все они объединены следующими значимыми и несокрушимыми составляющими Истины как Веры:
  • в бессмертие мыслей и чувств (Души), а точнее знаний, любви и надежд в пределах обозримого будущего Человечества;
  • в победу Добра над Злом, несмотря на их вечную борьбу и приносимые Страдания;
  • в светлое будущее всего Человечества - Рай для добрых людей, который нельзя было представить на нашей Земле и поэтому он был вынесен за ее пределы;
  • в единство огня и материи с установлением первопричинности огня (энергии);
  • в единство и беспредельность пространства и времени с установлением невозвратности времени.

1.1.8. Тернистые дороги в кольце познания Истины

    Естественно, что Истина проявляется через накопленные Человечеством знания, овладение которыми дает возможность Человеку предсказывать события и явления окружающего Мира, а также поведение других людей, что позволяет познавшему Истину получить от них полную независимость, а значит и Свободу. Только знания дают истинную Свободу. Различные пути и цели использования знаний мудрецами-пророками и мудрецами - владыками представлены на Рис.1-5.

Рис.1-5.

Но не так уже беспечна!
Если все всем объяснять,
То не сможешь и поспать!"
Важно круто принять меры,
Возродить в народе Веру,
Чтобы все не объяснять,
Счастье дать, закон принять!"
[ZodiaC+, Баллада о Солнце, Стих 7]
 
    Принимая за основное звено познания всегда ускользающую Истину, приведем и другие базовые метапонятия Кольца познания Истины, по которому поэтапно поднимается, страдает, мужает и развивается Человек и его Интеллект. Кольцо системно-психологических факторов-понятий, определяющих тернистый путь познания Истины, представлено на Рис.1-6.

Рис.1-6.

    Метапонятие Жизнь Человека представляется как активная деятельность с ошибками и испытаниями (страданиями), которая обеспечивает достижение Человеком стратегических и тактических целей на основе самоанализа и самоутверждения (рейтинга чести) за счет самонастройки и самообучения т.е. свойств и функций Интеллекта Человека. Альтернативным исходом Жизни и Страданий является Смерть, которая разрывает Кольцо познания для всех без исключения людей (смертных).
    Великой бедой Человека является значительный период накопления знаний для инициализации работы Разума в зрелом творческом возрасте, способного познать самого себя и сформировать новые знания на основе преобразования логико-интуитивных представлений (понятий) в соответствующие (адекватные) формально-логические суждения (знания). Период зрелого творчества оказывается столь коротким, а количество мудрецов, накопивших соответствующие знания, оказывается настолько малым, что прогресс в познании Человеком самого себя, своей Души и Разума, мало заметен даже на протяжении тысячелетий.
    Великим преимуществом (радостью) ЭМОС ИИПБ является возможность накопления, тиражирования и пополнения всех истинных знаний, а также использования для их обработки высокоразвитых эмоционально и морально-ориентированных системно-психологических программных средств (анализа ситуации и принятия решений ), свойства и цели которых не ухудшаются со временем, т.е. не изменяются в сторону регресса, как это бывало не раз в истории Человечества. Прогресс ЭМОС в перспективе может быть ограничен лишь самим Человеком и его вечными страхами перед чудо -прогрессом, хотя Интеллект Человека несомненно будет развиваться под воздействием (или даже под руководством?) ЭМОС ИИБП.
    В соответствии с концепцией единства Души и Разума Человека искусственный интеллект будущих поколений определяется как совокупность интегрированных эмоционально- и морально-ориентированных подсистем, реализующих на некотором мета уровне функции Души и Разума Человека с целью моделирования способностей Человека к познанию, конструктивизму и формально-логическим суждениям в соответствующей социальной и/или проблемно-ориентированной среде принятия решений


В.П.Широчин