2.1. Объединенная семикомпонентная модель интеллекта человека
  Книга 1. "Архитектоника мышления и нейроинтеллект"
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
Глава 2. Hardware и Software интеллекта. Его чувственное нейрофизиологическое и вербально-логическое обеспечение

"Каким бы разным ни был тон,
Характер, взгляды и фасон,
Достаток, знанья и мечты –
Мы все едины: я и ты!"
[ZodiaC+, Баллада о Земле, Стих 3]

2.1. Объединенная семикомпонентная модель интеллекта человека ....more
2.2. Рационализм микровибрационной операционной среды организации и развития интеллекта ....more
2.3. Структура нейроэкрана головного мозга для отображения и анализа зрительной и звуковой информации ....more
2.4. “Стальная” многослойная организация эффекторной сети нейро-стека для распознавания образов и принятия решений ....more
2.5. Семикомпонентная (семипроцессорная0 архитектура интеллекта человека. Процессор подсознания для восприятия истинного смысла слова ....more
2.6. Сознание человека. Процессоры сознания для вязания мыслей (внутренней и внешней речи) и обоснования решений ....more
2.7. Основные положения, выводы, гипотезы и утверждения главы 2

2.1.1. Системно-психологические программы в настройках нейросетей головного мозга
2.1.2. Парадигма свободы в живой и не живой природе
2.1.3. Метамодель прогрессивного развития общества
2.1.4. Цели, законы и способы ограничения свобод
2.1.5. Роль здорового тела в познании

 

2.1.1. Системно-психологические программы в настройках нейросетей головного мозга

    Рассмотрим более подробно состав системно-психологического программного обеспечения (СППО) головного мозга человека, формирующегося в процессе становления его интеллекта. Это прежде всего три базовых комплекса СППО:
  • душевное (надсознательно-интуитивное) морально-целезадающее нейросетевое программное обеспечение – Etherware интеллекта, выполняющее, в том числе, функции «Су-пер - Эго» по З. Фрейду;
  • личностное (сознательно-этическое) эмоционально-логическое обеспечение – Software интеллекта;
  • чувственное (подсознательно-побуждающее) нейрофизиологическое обеспече-ние – HardWare интеллекта, соответственно выполняющие функции «Эго» и «Ид» по Фрей-ду.
    Отдельные подсистемы этих комплексов, представленные в объединенной семиком-понентной модели интеллекта (ОСМИ) человека на рис. 2.1, как не странно, отражают семь известных принципов (составляющих) человека, выделенных в древних учениях Готами Буд-ды. Трудно формализуемый комплекс EtherWare интеллекта по ОСМИ включает мировой (коллективный) Разум-Дух и Душу-Совесть человека как некоторые природой определенные и интуитивные творческие (веровозренческие) основы человека, объединенные в общей структуре СППО для моделирования этих составляющих в эмоционально- и морально-ориентированных суперкомпьютерах. Эти основы человека представляются в древних уче-ниях как Дух-Атма и Душа-Буддхи (Каранопадхи или Упадхи Духа).
    Очевидно, что Дух-Атма как совокупность мировых законов, в том числе еще не по-знанных Человечеством, влияет на все Упадхи: телесные, разумно-чувственные и душевные основы человека, но при моделировании можно отразить лишь те закономерности, которые известны в настоящее время и отражены в соответствующих формализациях, т.е. научных теориях и моделях.
    Некоторые из метамоделей комплексов SoftWare и EtherWare по ОСМИ мы рассмат-ривали в предыдущей главе и будем в дальнейшем исследовать более подробно, используя метод системного метапсихоанализа.
    Особую сложность и противоречия вызывает метапсихоанализ и представление (про-ектирование) комплекса EtherWare интеллекта и особенно подсистемы Атма-Духа или Ми-рового Разума (самосознания), а точнее рационализма Природы, как совокупности опреде-ляющих правил и ограничений (законов) организации всего живого и неживого Мира и, в частности, человека. Сама глобальная формулировка Мирового Разума как Бога-Духа, этой уникальной составляющей интеллекта человека, является вполне удачной логической по-пыткой Пророков ответить сразу на все возможные и бесконечные вопросы: " Откуда все появилось? С чего все началось? Кто все это так разумно устроил? Что было до того? Что будет после всего?"... Эти достаточно известные «детские» вопросы у некоторых возникают в раннем возрасте, у других в преклонном, а у некоторых вообще не возникают.

Рис.2-1.

    Мудрецы и Пророки затрачивают достаточно много времени на попытки пояснения величия и рациональности Мира, созданного «непознаваемым» Богом-Духом, используя для этого аллегории, сказания, притчи. Такие метафорические пояснения легко запоминаются простыми, но обладающими прекрасной памятью, людьми, а затем в форме устных повест-вований, а позже и Святых Книг, передаются в разные страны и переводятся на другие языки, часто в отличающихся версиях и толкованиях, что в первую очередь связано с переводами и национальными традициями. Для ЭМОС аллегорический или иносказательный подходы неприемлемы.
    Конечно, за короткий миг существования пишущего и передающего знания человече-ства, насчитывающий всего 3-4 тысячи лет со взлетами и упадками науки и культуры, не могло накопится всеобъемлющих знаний о мире и человеке. Мы много не знаем и/или не можем пояснить!
    Но успехи естествознания за последние 2-3 сотни лет грандиозны!
    Сложнее обстоит дело в физиологии мышления и психологии. Основной преградой в этой области является трудности и даже невозможность проведения всеобъемлющих испы-таний на человеке, отсутствие экспериментальных объектов и моделей. Но это положение изменяется. Объектами испытаний станут ЭМОС, как модели человека, и целые комплексы ЭМОС, которые конечно будут быстро прогрессировать. Поэтому даже очень упрощенные представления и гипотезы о законах развития Мира и интеллекта человека, о способах и средствах принятия решений, приобретают особое научно-практическое значение, если они ориентированны на реализацию в ЭМОС.

2.1.2. Парадигма свободы в живой и не живой природе

    Среди первоочередных задач представления Мирового Разума и соответствующего коллективного самосознания необходимо отобразить закономерности влияния знаний и Ве-ры на извечное надсознательное стремление нашего и Мирового Духа к полной Свободе. Свобода – это условие и среда прогрессивного развития всего живого и неживого Мира.
    Свобода необходима всему живому, в том числе человеку, потому, что она дает воз-можность совершенно разным по наклонностям и возможностям принятия решений суще-ствам найти «собственный путь» для процветания и прогресса себе и тем, кого они любят, что является основной целью существования и адаптации всего живого мира в конкретной среде.
    Понятие Свободы переносимо и в неживой мир. Свобода – это условия и некоторая среда, которые обеспечивают формирование «правильных» структур минералов (как напри-мер, кристаллов в состоянии невесомости), исключают «искривляющие» воздействия актив-ных соседей – примесей и таким образом обеспечивают «чистоту» во взаимоотношениях час-тиц и возможность эволюционного образования более совершенных структур, что позволяет объектам и телам неживого мира достигнуть наивысших и новых свойств, т.е. Прогресса.
    Наука знает, что для выполнения работы, которая не нужна живому и неживому Ми-ру, но полезна для человека, этот мир необходимо определенным образом лишить Свободы. Достижение эффективности в таком случае возможно лишь на основе использования соот-ветствующих знаний о законах и ограничениях в этих Мирах!
    Свобода без знаний это анархия и Хаос. Как показывает история и практика Челове-чества люди, получившие неограниченную Свободу, прежде всего входят в конфликт со средой обитания и другими людьми. Бессмертный лозунг «Свобода, равенство и братство» утопичен в его абсолютном смысле в первую очередь потому, что Свобода сразу же используется одними типами интеллекта – «Волками» для достижения превосходства над другими типами интеллекта – «Овцами», что исключает достижение равенства, не говоря уже о братстве.. И тогда, как обычно, устанавливается господство физической или полицейской силы, процветают жестокость, пороки, пропагандируются ужасы и страх.

«Есть черные дела и черная природа,
Есть темные часы и темный месяц года,
Когда взращенные на страхе процветают
И страх в глазах других так жадно ожидают!
Ведь общий страх и мрак они хотят прославить,
Зло украшать в словах и дым словес поставить.
О «справедливости» – так принято гнусавить
И праве хищника глотать и «пищей» править!»
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 8]

Анархии и мировому Хаосу противодействуют постулаты вероучения о Боге-Духе как некотором природном добром созидательном Начале, как совокупности физических, биоло-гических и общественных законов Прогресса Человечества, живого и неживого Мира, разви-вающихся от более низких форм к более совершенным формам. Очевидно, что это законы эволюции. Прогресс в эволюции имеет место до определенных количественных и качествен-ных уровней накопления энергии порядка и беспорядка.


2.1.3. Метамодель прогрессивного развития общества

    Общая метамодель взаимоотноше-ний основных составляющих EtherWare интеллекта: Бога-Духа-Атмы или естественного Ми-ра с человеческим обществом и его коллективным Разумом (самосознанием), представлена на Рис. 2.2

Рис.2-2.

    «Разумный» порядок, использующий все возрастающие объемы знаний для обеспече-ния «достаточной» Свободы выбора, позволяет сформировать и принять истинную Веру, которая в наибольшей степени содействует прогрессу всего Человечества и не только ставит надежные преграды, но и исключает желания и условия использования Свободы для перехо-да к анархии и Хаосу. Истинная Свобода каждого человека может быть достигнута только при очень высоком уровне знаний каждого. И здесь уместно напомнить о двух звеньях Коль-ца познания:
ТОЛЬКО ЗНАНИЯ ДАЮТ ИСТИННУЮ СВОБОДУ
ТОЛЬКО СВОБОДА ПОРОЖДАЕТ ИСТИННУЮ ВЕРУ

2.1.4. Цели, законы и способы ограничения свобод

    Оптимистические повествования и упрощенные правила-рекомендации Веры, напри-мер о деяниях Бога-Духа в естественном и духовном Мире, о деяниях и морали Бога-человека при Коммунизме, дополняют наши знания в тех вопросах, на которые не дает аргу-ментированных ответов наука. Концепция Бога-Духа и любая Вера неизменно вырабатывают правила и определенные ограничения на Свободу физических и духовных субъектов всего живого и неживого Мира, в том числе человека.
    Если общество признает некоторые, на его взгляд, «благородные» цели и ставит их перед собой, например, стремится к богатству и всемирному господству (Римская Империя), то оно законодательно вводит рабовладение и полностью лишает Свободы большие массы людей, не считаясь с их интеллектом и силой Воли. Но можно достигнуть тех же целей на основе экономического и информационного Рабства, которые прямо не вводят ограничения в законы, но используют случайные и неслучайные природные ограничения подавляющего большинства людей в знаниях и способностях сделать правильный выбор!
    Такое современное Рабство распространяется выборочно только на тех, кто не полу-чает наследства, либо не обладает «пробивными» способностями, не способен выделять «тайный» смысл или цель из сообщений и публикаций, не отличает рекламу и пропаганду от действительности, а следовательно и не может сделать правильный выбор. интеллект чело-века развивается очень медленно и поэтому количество информационных и экономических рабов в развитых и неразвитых странах велико и примерно одинаково, но живут они в развитых странах намного лучше за счет специальной социально-буферирующей политики опытных руководящих кругов и перераспределения в свою пользу минеральных и интеллектуальных ресурсов неразвитых стран.
    Если общество недовольно эксплуатацией труда больших масс людей и чрезмерным богатством небольшого круга, то оно вводит диктатуру пролетариата для жесткого ограни-чения свободы человека с типом интеллекта-Волка, который всегда в истории Человечества побеждал человека-Овцу. Недаром Иисус Христос сравнивал себя с пастухом, который пасет и защищает стадо людей-Овец! Для ограничения человека-Волка христианство использует устрашения: Ад и постулат о слоне, который не пройдет через игольное ушко, но заботясь о безопасности и выживании всего общества к человеку-Овце обращаются призывы о терпи-мости и смирении рабов Божьих, а к человеку-Хищнику о милосердии? и покаянии в связи с угрозой «неотвратимости» наказания на том Свете:

«...Кого ж придумать? Сатану!
И ведьм, конечно, не одну.
Пусть устрашат они злодеев
И прочих всяких прохиндеев!
А добрых, честных Бог простит.
Пусть Веру чтят, как долг велит.
Она их от беды спасет
И Счастье в дом их принесет!»
[ZodiaC+, Баллада о Земле, Стих 10]

    Бог среди людей это некоторая общественно признанная идея в Добро и справедли-вость, это символика и человек, которые олицетворяют принципы и механизмы защиты про-стых верующих людей-Овец от несправедливостей и притеснений со стороны людей-Хищников, от эпидемий и катаклизмов в среде обитания и дают им Надежды на Светлое Бу-дущее свое и своих детей, каким бы далеким оно не казалось!

«А тайна в том, что Бог во мне,
В моей Душе, твоей Душе!
Его нельзя искать в природе,
Он весь живет в твоем народе!
Бог – совесть наша и Любовь,
Что возвращает к жизни вновь,
Дает несчастным свет Надежды,
Какими б ни были одежды!»
[ZodiaC+, Баллада о Земле, Стих 9]

    В самых различных условиях всплесков или упадка науки и культуры в исторической ретроспективе все известные вероучения и веровозрения позволяли человеку выжить, найти в себе силы для того, чтобы противостоять Хаосу и анархии, согласовать себя и свои потреб-ности со средой обитания и со всем естественным Миром, как это показано на Рис. 2.2 в обобщенной метамодели взаимоотношений человеческого общества и его коллективного Разума с внешним Миром.
    Истинно верующий человек существенно отличается от неверующего или того, кто просто использует атрибутику Веры потому, что это модно, или чтобы не попадать под огонь критики и осуждения «большинства». Это принципиальное отличие заключается в глубоком восприятии истинной Любви ко всему, что создано Богом-Природой, т.е. к любой «божьей твари», человеку и всему окружающему Миру!
    Особое значение для высокого морального и физического состояния человека имеет искреннее чувство Любви, порожденное единой Верой и доверием, к своим близким – лю-бимой (любимому), своим и чужим детям, к Солнцу, Земле и Воде! Полнота ощущения Сча-стья любящих определяется законами и механизмами продолжения рода на основе секса как сверх приоритетного желания и страсти. Доминирующая зависимость поведения человека от желаний-страстей и активное участие тела в актах взаимного выражения чувств предопреде-ляют то большое внимание, которое необходимо уделять в разработках ЭМОС исследовани-ям чувственной и телесной сфер человека, т.е. HardWare интеллекта.
    Объединение последних трех подсистем по ОСМИ как комплекса телесного нейро-физиологического обеспечения HardWare интеллекта удивительно совпадает с древнейшим выделением такой объединенной составляющей человека по Раджа Йоги как Стхулопадхи, т.е. телесные Упадхи (основы) человека. SoftWare интеллекта по ОСМИ совпадает по Раджа Йоги с Сукшмопадхи т.е. разумно-чувственными Упадхи (основами) человека. Как не трудно убедиться на Рис. 2.1, узловой подсистемой интеллекта человека является даже не Разум – Манас, которым он так гордится.

2.1.5. Роль здорового тела в познании

    Основные проблемы, беды и победы человека, что не отличает его от всего живого Мира, зависят от очень специфической подсистемы страстей-Праны, через которую мотиви-руется и активизируется вся основная сознательная и бессознательная (еще раз вспомним великого З. Фрейда) деятельность человека. Именно о страстях – Пране повествует основная часть произведений, написанных человеком, которая именуется художественной литерату-рой. И это не случайно.
    Несомненно то, что физическое состояние, бодрость и энергетика тела человека как комплекса внутренних органов и мышечных тканей, определяется состоянием нервной сис-темы, что в свою очередь оказывает влияние и на мышление. Это влияние имеет самые раз-личные формы и определяется очень многими факторами, которые необходимо учитывать в исследованиях интеллекта человека. Как показано в первой главе данной работы, процесс творческого мышления и развитие интеллекта в особой мере зависят от эмоционально-волевой настройки Души и тела человека, от его Воли и способностей (предпочтений) в при-нятии решений.
    Это влияние отмечается большинством древних и современных натуралистов и фило-софов. Среди высказываний древнеримского философа Сенеки отмечается: «угождайте телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости и такой образ жизни счи-тайте единственно здоровым и целебным... Груз плоти, вырастая, угнетает Дух и лишает его подвижности. Тело, хоть без него и не обойтись, для нас более необходимо, чем важно. Наш царь – это Душа!» Можно привести множество ярких примеров следования этой истине и высокого творческого долголетия.
    Существуют различные толкования известного изречения: «в здоровом теле – здоро-вый дух», подразумевающего то обстоятельство, что высокая подвижность и жизненная ак-тивность, а также разумное отношение к своим потребностям, а через них к своему телу, обеспечивают творческое долголетие и общее существенное замедление процессов старения организма, которые фактически сводятся к процессам склеротического изменения кровенос-ных сосудов и нервных волокон. Без изучения своего тела и физиологии мышления нельзя сколько ни будь серьезно говорить об интеллекте человека.
    Не вдаваясь в индивидуальные причинно-следственные отношения здорового духа и здорового тела, необходимо особо отметить первостепенное внимание древних вероучений, особенно величайшего из Пророков Готами Будды, к вопросам физического совершенство-вания и аскетизма, повышения активности мышц и их крепости, исключения всяческих из-лишеств в удовлетворении желаний, особенно в еде и бытовых отношениях. Среди основных заповедей Готами Будды непреходящими остаются четыре откровения-истины о жизни и страданиях человека:
   
  • искание того, что желаешь и чего не желаешь – вот страдание, самое рождение есть страдание, старость, болезнь, Смерть, разлука с тем, кого любишь, и соединение с тем, кого не любишь – вот страдание;
  • страдание происходит от желания (Праны), постоянно возобновляющегося, ко-торое соединяется с жаждой наслаждения и доставляет временные радости;
  • путь отвращения страдания ведет через предотвращение желания (Праны), по-стоянно возобновляющегося, которое соединяется с жаждой наслаждения;
  • путь победы над страданием состоит из восьми ступеней, начиная от полного понимания (себя) до совершенного созерцания (Мира) – Нирваны.
    Первейшая роль здорового тела в процессе познания признана в учении и философии Раджа Йоги, призывающей к особому сосредоточению и аскетизму для достижения состоя-ния Нирваны – «полного освобождения». Для этого используется специальная система физи-ческих и философских упражнений, позволяющих управлять дыханием и некоторыми фи-зиологическими функциями организма, в том числе, по утверждениям основателей Йоги, и физиологией мышления.
    В интересах ЭМОС обратимся к концептуальным исследованиям не только метапси-хологии, но и физиологии нервной деятельности человека, и в частности мышления. При этом не преследуется цель электронного моделирования HardWare интеллекта, например нейроструктур. Целесообразно изучить особенности структурно-логической организации подсистем ОСМИ для возможной программно-аппаратной реализации некоторых функций восприятия и обработки образов, упаковки, передачи и накопления образов-знаний, под-держки и принятия решений на уровне HardWare, SoftWare и EtherWare интеллекта.


В.П.Широчин