3.5. Обобщенная структура антропоподобной системы ситуационного анализа и выбора решений. Атомы-типы интеллекта человека
  Книга 1. "Архитектоника мышления и нейроинтеллект"
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
3.5. Обобщенная структура антропоподобной системы ситуационного анализа и выбора решений. Атомы-типы интеллекта человека

3.5.1. Основные каналы ориентации и систематизации знаний
3.5.2. Головной мозг как гиперсвязная система ситуационного анализа, выбора, обоснования и реализации решений
3.5.3. Типы интеллекта и схемы мышления в принятии решений
3.5.4. Экстраверсия или интроверсия в дедуктивном или индуктивном анализе
3.5.5. Шестнадцать атомов-типов развитого интеллекта человека. Тестирование типа интеллекта
3.5.6. Примерное назначение и виды работ для людей с развитым интеллектом

3.5.1. Основные каналы ориентации и систематизации знаний

    Рассмотренные метамодели Интеллекта Человека и соответствующая организация его эмоционально и морально-ориентированного процессорного обеспечения для принятия решений предопределяют разные возможности в оценках и выводах, к которым могут прийти люди в той или иной ситуации с той или иной предисторией рождения, жизни и Страданий!
"Какие разные пути
Нам в жизни выпадет пройти
От искры нашего рождения
К единой точке отчуждения
Души и тела: вечного смирения,
В огне страданий и сражения
За светлый дом, мечты, любовь,
И, наконец, за отчий кров,
За идеалы и страну,
За землю в Мире ту одну,
Где мы отметили весну,
Узнали первые цветы,
Где были мать, отец и Ты!"
[ZodiaC+, Баллада о Земле, Стих 3]
 
    При переносе метамоделей Интеллекта конкретного Человека в ЭМОС и формировании подсистем ИИБП Виртуальной Личности: процессоров СЕМАФОР, БАРИЧО, ЭМОНАС и БООВОТ необходимо учитывать разнообразие индивидуальных подходов и природных предпочтений Человека в мысленном выборе предмета исследования, метода анализа и значимых данных для оценки ситуаций и принятия решений. Известно предложенное Карлом Юнгом и развитое А. Аугустинавичуте психо-социологическое разделение людей, и соответственно их интеллектуальных способностей, на 16 типов по четырем взаимоисключающим признакам: экстра или интро мысленных взглядов на Мир, логики или этики выводов, дедукции или индукции в умозаключениях, чувственности (сенсорики) или интуиции при мысленном выборе данных для решения бытовых, общественно-политических, научно-исследовательских и любых других Проблем, стоящих перед Человеком.
    Мы уже отмечали наличие естественных причин, механизмов и процессорных средств мышления, обуславливающих появление подобных повторяющихся типов Интеллекта Человека, названных в данной работе атомами-типами Интеллекта, которые характеризуются определенными методами и средствами (логикой) принятия решений в достаточно сложной системе ситуационного управления со многими каналами ориентации и систематизации знаний. Именно такой системой для принятия решений по сложившейся ситуации и является головной мозг и вся нервная система Человека. Учитывая изложенное ранее, нетрудно выделить пять основных каналов ориентации и систематизации знаний, которые могут использоваться Человеком при анализе ситуации и принятии решений:
Канал 1 - зрительной пространственной ориентации и систематизации знаний;
Канал 2 - зрительной знаковой ориентации и систематизации знаний;
Канал 3 - звуковой речевой ориентации и систематизации знаний;
Канал 4 - звуковой интонационной и мелодической (музыкальной) ориентации и систематизации знаний;
Канал 5 - вкусовой, обонятельной и осязательной (чувственной) ориентации и систематизации знаний.
    В определенный возрастной период, а для всего живого Мира и временной период, из Канала 5 за счет его ресурсов выделяется параллельный приоритетный канал:
Канал 6 - осязательно-эротической (сексуальной) ориентации и систематизации знаний, который в какие-то периоды запускает свои программы эротической ориентации по всем каналам головного мозга и всей нервной системы Человека для удовлетворения постоянно возобновляющегося желания.
    Однако в условиях "отложенного секса" и/или высокой производственно-бытовой загрузки всех ресурсов сознания, надсознания и подсознания Человека пятый и шестой каналы функционируют как Единый пятый канал ориентации и реализации "ощутимо-полезных" или эмоционально-рефлексивных решений по жизнеобеспечению и самосохранению Человека.

3.5.2. Головной мозг как гиперсвязная система ситуационного анализа, выбора, обоснования и реализации решений

    Обобщенная структура антропоподобной системы ситуационного управления, которая может быть реализована на основе ИИБП и будет определять конкретный атом-тип Интеллекта ЭМОС, представлена на Рис.3-7.

Рис.3-7.

    В процессе ОВОС и профессиональной деятельности развиваются и другие связи этих каналов с сознанием или надсознанием, например, как это показано на Рис.3-7, связь канала 4 с сознанием Человека, обладающего музыкальным слухом и образованием, или связь канала 2 с надсознанием Человека, получившего режиссерское или инженерно - конструкторское образование. Естественно, что в обыденной практической жизни каждый Человек использует все каналы восприятия внешнего Мира, но глубоко понимать и уметь ориентироваться в соответствующей обстановке, т.е. извлечь новое и информативное из опыта, могут далеко не все.
    Смотреть - это еще не значит видеть! Слушать - это еще не значит слышать, и тем более ориентироваться в пространственных построениях или политических заявлениях.
    Разные люди преимущественно используют только отдельные каналы ориентации и систематизации знаний, присущие их Интеллекту, и, таким образом, используют различные механизмы мышления в различных контурах ситуационного управления и принятия решений (адаптации) для "достойного" сосуществования в локальной, корпоративной и других сферах своего микро-мира. В разделе 2.6 были выделены четыре базовых атома-типа Интеллекта: Логиков, Интуитов, Сенсориков и Этиков на основе анализа различий в архитектуре процессоров СЕМАФОР, БАРИЧО и ПРОБИЗО, и соответственно в средствах формально-логического и неформально-интуитивного обоснования решений.


3.5.3. Типы интеллекта и схемы мышления в принятии решений

    Интуиты в первую очередь используют наглядно-образное мышление и пространственные построения, т.е. каналы 1 и 2 в контуре А и соответственно процессоры ПРОБИЗО и БАРИЧО надсознания, а также Окно предвидения сознания для оценки ситуации и принятия неформальных или волевых решений. Для обоснования решений "сознательные" Интуиты пользуются также, но во вторую очередь, каналами 2 и 3 в контуре B сознания либо для систематизации и логического вывода (интуитивно-логический атом-тип Интеллекта Интуита), либо только каналом 3 в том же контуре для этического обоснования и речевого вывода решений (интуитивно-этический атом-тип Интеллекта Интуита), обеспечивающих координацию действий в коллективе.
    Сенсорики преимущественно и в первую очередь используют предметное (наглядно-действенное) мышление и канал 1 с ориентацией и систематизацией по каналам 4 и 5 в контуре C на основе процессоров подсознания ЭМОНАС и БООВОТ, обеспечивающих навыки реализации быстрых "ощутимо-полезных" или эмоциональных решений, и только во вторую очередь "сознательные" Сенсорики по каналу 3 используют контур B для речевого логического (сенсорно-логический атом-тип Интеллекта Сенсорика) или этического формального обоснования решений (сенсорно-этический атом-тип Интеллекта Сенсорика).
    Логики, обладая развитым интерпретатором-монитором и знаковым сопроцессором-систематизатором сознания, используют словесно-логическое мышление, в первую очередь пытаясь сориентироваться в формальной системе знаний и поддержать принятие решений по каналам 2 и 3 в контуре B путем формального (логического) обоснования и речевого, в том числе письменного, взаимодействия с коллективом. Монологи Логиков в виде размышления вслух или про себя (процессоры СЕМАФОР и ВЯЗАРЕЧ) никогда не закончатся, если во вторую очередь не включатся либо по каналу 1 и контуру A интуиция и соответствующая Воля (логико-интуитивный атом-тип Интеллекта Логика), либо по каналам 4 и 5 в контуре C механизмы эмоционально-привычной реализации решений (логико-сенсорный атом-тип Интеллекта Логика).
    Этики, не имея знакового сопроцессора-систематизатора АЗАС, используют словесно-этическое мышление, т.е. особое внимание в первую очередь уделяют речевому взаимодействию по каналу 2 и контуру B сознания посредством процессоров СЕМАФОР, ВЯЗАРЕЧ и БАРДЗО для выработки этического коллективного решения, сглаживанию "углов" в личных и коллективных взаимоотношениях. Прекращение диалога, принятие и реализация "собственных" решений требует от Этиков определенных последующих усилий либо по каналу 1 и контуру A с преимущественным использованием интуиции и Воли (этико-интуитивный атом-тип Интеллекта Этика), либо по каналам 4 и 5 в контуре С на основе звуковой интонационной (мелодической) ориентации и/или развитых навыков практической деятельности (этико-сенсорный атом-тип Интеллекта Этика).
    По многим причинам некоторые люди обладают малоразвитым Интеллектом, а решения принимают по первичному наитию (контуры A, C и реже В) "прямолинейно" без систематизации и дополнительного вторичного согласования или проявления Воли. Наивные Интуиты бесконечно фантазируют, активно используя канал 1 зрительной пространственной ориентации без каких-либо способностей к реализации решений. Наивные Сенсорики, пользуясь только каналами 4 и 5 ориентации в ощущениях и интонациях и контуром С принятия решений, привычно выполняют большие объемы общественно "бесполезной" работы, не систематизируя и не уточняя ее цели с коллективом. Наивные Логики, обладая "уважающим себя" Интеллектом в целом, наивно используют ориентацию только по каналам 2 и 3 и пытаются приписать особый смысл различным значкам, словам и буквам, а наивные Этики по каналу 3 без какой-либо систематизации в контуре В теряют все свое время в бесконечных и пустых разговорах ни о чем.
    В счастливых флуктуациях генов иногда рождаются на Земле и выдающиеся атомы-типы Интеллекта Гениев, которые обладают всеми способностями, а со временем и возможностями, ориентации и систематизации знаний по всем каналам принятия решений в природном ситуационном управлении, иногда правда забывая о столь же важном пятом канале и собственном жизнеобеспечении! Они одновременно являются и Интуитами, и Логиками, и Этиками, и Сенсориками, но в зависимости от обстоятельств профессионально используют лишь часть своих способностей, например, как интуитивно-логический или логико-сенсорный атом-тип Интеллекта по характеру и способу выполнения работ. В быту такой Интеллект может быть и Сенсориком, с удовольствием вырезающим по дереву, и Этиком, сочиняющим романы.
    Для эмоционально и морально-ориентированных суперкомпьютеров анализ, перенос и инсталяция процессорного обеспечения ИИБП определенного атома-типа Виртуальной Личности будет иметь важное значение. Поэтому обратимся более подробно к анализу системных психоаналитических предпочтений в оценках ситуаций и принятии решений основными атомами-типами развитого Интеллекта образованного Человека.


3.5.4. Экстраверсия или интроверсия в дедуктивном или индуктивном анализе

    В первую очередь, как было отмечено в разделе 2.1, люди разделяются по уровню "возбужденности" атомов-типов Интеллекта на экстравертов и интровертов, что предопределяет также мысленный выбор предмета наблюдения и забот.
    В поле зрения и забот "возбужденного" Интеллекта Человека-экстраверта в его попытках мысленного анализа и преобразования ситуации с последующим формальным обоснованием решений преимущественно находятся внешние взаимоотношения исследуемых объектов, знаков, явлений или процессов, их форма и экстерьер, а его "быстрая" мыслительная деятельность направлена на реорганизацию этих внешних форм и отношений. Экстраверты склонны подчиняться требованиям общества, прислушиваться к чужому мнению, ценить конкретные внешние результаты: связи, вещи, деньги. Внешняя форма играет для них особое значение, а внутренние отношения и зависимости вторичны, их можно интерпретировать как угодно в пользу существующего общественного устройства.
    Основное внимание "спокойного" Интеллекта Человека-интроверта, в его попытках мысленного анализа ситуации и самоанализа, уделяется внутреннему Миру или интерьеру исследуемых предметов, объектов, знаковых структур или процессов, их сущности в форме причинно-следственных связей, а его активная деятельность направлена на усовершенствование внутренних отношений в окружающем Мире, на самоорганизацию своих чувств и переживаний. Интроверты склонны придерживаться своих мнений и представлений, а не требований общества, придают особое значение внутреннему Миру объектов и явлений, который по мнению интровертов придает устойчивость и внешнему Миру, а формой внешних отношений объектов можно пренебречь или, в крайнем случае, их можно менять, если они не соответствуют личным представлениям.
    Важным признаком классификации типов интеллектуальных способностей является личностный выбор метода логического вывода в процессе анализа ситуации и принятия решений. Как было отмечено (Рис.3-6), очевидным образом выделяются: строгий логический и коллективно-согласованный этический методы "логического" или "этического" мысленного вывода на основе некоторых общих положений или правил поведения, исходя из обозримого множества фактов.
    Логики хорошо ориентируются в установленных закономерностях окружающего Мира, отделяют главное от второстепенного, предпочитают действовать логически, разумно, по-деловому (См. интерпретатор-монитор и сопроцессор-систематизатор процессора СЕМАФОР). Они не признают эмоциональных проявлений и не говорят о чувствах.
    Этики эмоционально реагируют на окружающий Мир, ориентируются в общих настроениях и взаимоотношениях людей, проявляют тактичность, но в деловых отношениях и решениях, пытаясь сопоставить общее и частное, утопают в мелких деталях, не отделяют второстепенные вопросы от первоочередных и, как показано в разделе 2.6, не могут принимать самостоятельные логически последовательные решения (См. отсутствие окна предвидения и сопроцессора-систематизатора в составе процессора СЕМАФОР).
    Логики и Этики обладают разными мысленными способностями атомов-типов Интеллекта и поэтому дополняют друг друга при выполнении коллективных заданий, поскольку первые используют строгий и точный логический метод обоснования решений, а вторые владеют "этическим" методом сплочения коллектива и обеспечения реализации решений. Однако, как будет показано в следующих разделах, для понимания и успешного общения Логикам и Этикам необходимы посредники.
    Интуиты и Сенсорики различаются интеллектуальными предпочтениями в мысленном использовании определенных типов данных: "интуитивно-предвиденных" или "ощутимо-полезных" для анализа ситуации и принятия решений.
    Сенсорики мыслят предметно и предпочитают анализировать реальные факты: непосредственные ощущения, данные измерений и текущие (сиеминутные) потребности, отражающие чувственное сенсорное восприятие окружающего Мира (См. процессоры БООВОТ и ЭМОНАС подсознания). Для Сенсориков всегда все конкретно и ясно, все в особом порядке и чистоте. Они живут в настоящем времени.
    Интуиты мыслят образно и часто используют наблюдаемые переносимые (абстрактные) данные, как результаты исследований на подходящих, в том числе мысленных, моделях-аналогах. Они оторваны от конкретной реальности и устремлены в предвидения и будущее (См. процессор БАРИЧО надсознания и Окно предвидения Сознания). Интуиты не всегда уверены в принимаемых решениях, рассеяны, не замечают беспорядка. Основное предназначение Интуитов продуцирование новых гипотез, идей и предвидений. Они вносят значительный вклад в развитие фундаментальных наук, а в творчестве интуиция рассматривается как определяющая компонента Интеллекта.
    Интуиты и Сенсорики существенно различаются по результатам своих умозаключений и деятельности и поэтому для их успешного общения и понимания требуются посредники (См. далее разделы 3.6 и 3.7), хотя они также дополняют друг друга при выполнении коллективных заданий, поскольку Интуиты генерируют и высказывают идеи, но плохо работают руками, а Сенсорики умеют и любят работать, но им необходимо определить и показать перспективные участки общественно-полезной работы.
    Образованный Человек мысленно способен не только анализировать факты, но и обосновывать решения, пользуясь средствами логического или "этического" вывода. В зависимости от того, что первично анализируется и используется в умозаключениях Человека: установленные правила и законы или обозримое множество ситуаций и фактов по соответствующим контурам A, B или C принятия решений в ситуационном управлении (Рис. 3-7), развитый Интеллект реализует либо дедуктивный метод умозаключений от общего к частным определениям, либо индуктивный метод от анализа фактов к обобщающим заключениям.


3.5.5. Шестнадцать атомов-типов развитого интеллекта человека. Тестирование типа интеллекта

    Программное (процессорное) обеспечение развитого Интеллекта Человека уже использует определенные приемы как для получения и анализа фактов, так и для формального обоснования решений в соответствии с общей схемой дедуктивного или индуктивного вывода. Таким образом, различные комбинации мысленных приемов и предпочтений использования фактов и установленных закономерностей в процессе принятия решений позволяют выделить восемь атомов-типов развитого Интеллекта Человека:
    1 группа: преимущественно на основе индуктивного метода мышления:
  • интуитивно-логический атом-тип (предвидения - факты - логика);
  • интуитивно-этический атом-тип (предвидения - факты - этика);
  • сенсорно-логический атом-тип (практика - факты - логика);
  • сенсорно-этический атом-тип (практика - факты - этика).
    2 группа: преимущественно на основе дедуктивного метода мышления:
  • логико-интуитивный атом-тип (логика - предвидения - факты);
  • логико-сенсорный атом-тип (логика - практика - факты);
  • этико-интуитивный атом-тип (этика - предвидения - факты);
  • этико-сенсорный атом-тип (этика - практика - факты).
    Методика определения атома-типа Интеллекта личности, в основном, базируется на тестах по самооценке и взаимооценке типа Интеллекта Человека его ближайшим окружением. Приведем краткие перечни вопросов для тестов, которые позволят группе экспертов и самому Читателю выявить атом-тип своего Интеллекта.
    1. Если в быту, на производстве и в общении с друзьями Вы преимущественно:
  • не оставляете дело без завершения;
  • реагируете на несоответствия во внешнем Мире вплоть до активного противодействия;
  • легко заводите знакомства и при необходимости решительно выясняете отношения;
  • не бываете рассеянным и не можете сидеть без дела;
  • часто выбираетесь друзьями в качестве тамады;
  • особо следите за своим внешним видом и внешним видом других;
то смело относите себя к Экстравертам (не Интровертам) по предпочтениям и приемам взаимодействия с внешним Миром!
    2. Если в быту, на производстве и в общении с друзьями Вы преимущественно:
  • спокойны и не беретесь за дело без основательной (иногда длительной) подготовки;
  • не стараетесь заводить "быстрые" знакомства;
  • бываете рассеянными и не можете быстро принять решение;
  • не любите "лидировать" в компаниях;
  • нуждаетесь в особой спокойной обстановке для того, чтобы продумать "детали" дел;
  • не обращаете особого внимания на свой внешний вид;
то смело относите себя к Интровертам (не Экстравертам) по предпочтениям и приемам взаимодействия с внешним Миром!
    3. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
  • геометрии, решении задач на построения и пространственное видение по сравнению с другими задачами;
  • оценках и характеристиках особо сложных психологических коллизий в личных переживаниях героев романов;
  • не любили долгие и тщательные измерения: "семь раз отмерь, один отрежь" не Ваше правило;
  • не отличались высокими результатами в игровых видах спорта;
  • не умеете сделать своими руками быстро, красиво и качественно;
  • ясно представляете себе, что будет завтра или даже через несколько месяцев, например, во время каникул или отпуска, причем Ваши предвидения-планы преимущественно сбываются;
то смело относите себя к Интуитам (не Сенсорикам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях предвидений и предсказанных фактов.
    4. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
  • правописании и языках, обладали красивым почерком;
  • практических занятиях по ботанике и зоологии, по труду и домоводству;
  • подвижных спортивных играх и Вас ценили в командах;
  • не любили сложные запутанные задачи по геометрии;
  • редко задумываетесь о том, что будет завтра или послезавтра;
  • умеете все сделать для себя и семьи своими руками;
то смело относите себя к Сенсорикам (не Интуитам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях реального дела и фактов.
    5. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
  • арифметике и алгебре, решении комбинаторных задач по сравнению с другими задачами;
  • умении быстро считать в уме и обосновывать решения;
  • умении планировать и строго соблюдать планы действий;
  • умении отличить необходимое от второстепенного;
  • не поддаетесь эмоциям в принятии решений;
  • не чувствуете особой потребности в советах;
  • особо цените деловитость и практицизм;
то смело относите себя к Логикам (не Этикам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях логических выводов в соответствии с установленными правилами.
    6. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
  • литературе и истории, формировании и обосновании личных характеристик литературных героев и исторических личностей;
  • умении "видеть и воспроизводить" чувства других;
  • не любите или не умеете быстро считать в уме;
  • не строите долговременных планов;
  • чувствуете особую потребность в общении и советах;
  • не любите копаться в цифрах и бумагах;
  • особо цените тонкость чувств и эстетику отношений;
то смело относите себя к Этикам (не Логикам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях этических правил и личных отношений.
    Для тестирования по определению атомов-типов Интеллекта целесообразно использовать результаты, достигаемые Человеком в процессе учебы или в бытовом окружении потому, что на работе все стараются добросовестно выполнять все возложенные на них задания и обязанности, хотя для одних они естественны и даются легко, а другие длительное время осваивают умения и навыки выполнения и решения поставленных задач.
    Знание атомов-типов Интеллекта обязательно для педагогических работников школ и институтов. Каждый выпускник, окончивший школу, должен точно знать свой "потенциальный" личностный атом-тип приемов и предпочтений при анализе ситуаций и принятии решений, что поможет ему не только правильно выбрать профессию и род работ, которые в практической жизни рано или поздно приводятся в соответствие с атомом-типом Интеллекта. Важнейшим следствием знания атома-типа Интеллекта является возможность выбрать "согласованного" партнера для семейной жизни, где преимущественно царит хаос отношений и соответствующие последствия. Многие молодые люди, ориентируясь на достаток или физические данные, часто проходят мимо той или того, с кем "почему-то все ясно, понятно и спокойно". Выбору "понимающего" партнера и понятию Счастья посвящены специальные разделы Книги 2. "Слово о Счастье".


3.5.6. Примерное назначение и виды работ для людей с развитым интеллектом

    Нельзя давать отрицательные или положительные оценки атомам-типам Интеллекта и соответствующим приемам и подходам Человека к принятию и обоснованию решений. Если в умозаключениях присутствует логика или они сразу же завершаются "ощутимо-полезными" результатами, то такие решения и подходы называются рациональными. Если же обоснования базируются на предвидениях, эмоциях или этике, то такие умозаключения и решения называются иррациональными. Они все имеют право на жизнь.
    Знания атомов-типов Интеллекта позволяют правильно распределить соответствующие виды работ и найти достойное место каждого Человека в коллективе и обществе. Ориентируясь на опытно-конструкторское бюро (ОКБ) любого профиля, которое в короткие сроки выполняет сложные наукоемкие работы, отдадим предпочтение следующему распределению обязанностей в ОКБ с учетом различных атомов-типов Интеллекта:
  • интуитивно-логический атом-тип ---> конструктор проекта;
  • интуитивно-этический атом-тип ----> конструктор отношений в проекте (Организатор);
  • логико-интуитивный атом-тип ------> аналитик проекта;
  • логико-сенсорный атом-тип --------> аналитик - расчетчик проекта (Бухгалтер);
  • сенсорно-логический атом-тип -----> инструментальщик проекта;
  • сенсорно-этический атом-тип ------> инструментальщик отношений в проекте (Секретарь);
  • этико-интуитивный атом-тип -------> организатор - администратор проекта;
  • этико-сенсорный атом-тип --------> организатор секретарей проекта.
    Не все типы атомов-типов Интеллекта необходимы в разработке проекта, но проверенным и преданным идее проекта специалистам необходимо поручить такие обязанности и род работ, которые позволят наилучшим образом использовать свойства их Интеллекта и специфику мысленных приемов и предпочтений в принятия решений.
    Что касается Экстравертов и Интровертов, то они, несмотря на очевидные предметно-методологические различия, находятся в особых отношениях дополняемости, которые не требуют посредников. Экстраверты в соответствии со своей энергией и присущими им "пробивными" способностями согласования и принятия решений, являются "пилотами или моторами" действий, но они нуждаются в методическом и сущностном обосновании идей проекта для исключения тактических или даже стратегических ошибок. Эту помощь наиболее эффективно могут оказать Интроверты без посягательства на роль ведущих. Интроверты чаще выступают в роли "штурманов или рулей" совместных действий.


В.П.Широчин