2.4. “Стальная” многослойная организация эффекторной сети нейро-стека для распознавания образов и принятия решений
  Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
2.4. Становление личности человека в фазе интеллекта юноши и девушки, подающих надежды, и многоэтапная организация образования, отвечающая этим надеждам


   В возрасте 13 – 14 лет юноша и девушка пытливо оценивают своих одноклассников и знакомых противоположного пола на предмет "Интересны ли они друг для друга и стоит ли им познакомиться ближе?" Пока существует достаточно большая дистанция между ними, но уже происходят первичные пробные настройки всей эмоционально-волевой структуры: Веры, Любви и Надежд в надсознании и подсознании каждого.
   Появляется необходимость показать себя и найти способ повысить свой Рейтинг чести, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Перейдя в среднюю школу в 7 – 8 классе, юноша и девушка уже знают, по каким предметам у них лучшие результаты, а по каким худшие. Они начинают принципиально саботировать или пропускать отдельные занятия, поясняя это не интересным содержанием или недостатками преподавателя.
   Такие поступки не единичны и они отражают надсознательную потребность юноши и девушки достичь определенных успехов в жизни или хотя бы в учебе при реализации своих Надежд, что невозможно без правильного выбора собственного пути и соответствующих предметов.
   Назревает системно-психологическая коллизия, когда недовольные учащиеся могут покинуть среднюю школу в надежде сразу получить профессию, а затем продолжать учиться.


   В 1989 году в газету "Известия" автором была послана статья "Конкурсный отбор и многоэтапное образование в средней и высшей школе". Ее основным недостатком было отсутствие именитых соавторов. Статья в течение десяти месяцев проходила рецензирование в разных инстанциях, а затем ее вернули как не представляющую интереса для общесоюзной газеты. Однако уже через год ее основные положения стали интенсивно обсуждаться и даже реализоваться как в Москве, так и на Украине. Вполне возможно это совпадение, но сама идея заслуживает внимания.
   Системный метапсихоанализ основных целей и мотивов поведения "юноши и девушки, подающих надежды" позволяет показать насущную потребность специальной организации средней школы, когда "подающие надежды" сами выберут себе учебный план подготовки и направление дальнейшего обучения, в котором они надеются добиться наибольших успехов. Средняя школа должна быть специальной, ориентированной на конкретные группы профессий.
   Но попасть в такую среднюю школу можно только по конкурсу, чтобы исключить беспредметные амбиции или нерадивость отдельных учеников. Сама организация, как средней специальной школы, так и других школ, тоже должна измениться. В статье была предложена многоэтапная организация системы образования с учетом трансферта системно-психологических функций и соответствующих фаз интеллекта молодых людей, которая в сжатой форме представлена в таблице 2-2.

   Таблица 2.2 Многоэтапная система образования с учетом трансферта сознательного и безсознательного в процессе познания
ТИП ШКОЛЫ 1)
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ
Социальная игровая школа (сад)
3 – 4 года
1 – 2 годы свидетельство самостоятельный
Разговорная подготовительная школа (группы)
5 – 6 лет
1 - 2 годы свидетельство подготовленный
Начальная 2)письменная школа (школа)
7 – 9 лет
1 – 3 классы свидетельство грамотный
Базовая 3) общеобразовательная школа (школа)
10 – 12 лет
4 – 6 классы видетельство образованный
Средняя специальная школа (училище)
13 – 15 лет
7 – 9 классы аттестат зрелый
Средняя 4)философская школа (гимназия)
16 – 17 лет
10 – 11 классы диплом бакалавр (ученый)
Высшая квалификационная школа (колледж)
18 –19 лет
1 – 2 курсы диплом младший специалист
Высшая профессиональная школа (институт)
20 – 21 год
3 – 4 курсы диплом специалист
Высшая 5) магистерская школа (университет)
22 – 23 года магистратура
5 – 6 курсы диплом магистр
Высшая научная школа (академия)
24 – 25 лет аспирантура
1 – 2 годы диплом кандидат наук
Высшая 6) философская школа (академический университет)
26 –27 лет докторантура
1 – 2 годы диплом доктор философии по наукам


1)Обучение прерывается по окончанию той или иной школы, в зависимости от желания, способностей и возможностей обучаемых. Зачисление в каждую очередную школу производится по конкурсу с проведением собеседований или экзаменов. В конкурсах обязательно учитываются результаты обучения в предыдущей школе.
2)Начальная, базовая и средняя специальная школы должны быть обязательными, ибо именно на этом этапе формируются и закрепляются предпосылки и идеологические основы восприятия единого истинно верующего, демократического и социально-ориентированного государства и всего мира объединенных наций, что должно сократить межнациональные и социальные конфликты.
3)Каждая очередная школа должна сопровождаться собственным учебным и методическим обеспечением, разрабатываемым на основе индивидуальной педагогической системы с учетом возможностей и потребностей соответствующей фазы и уровня развития интеллекта учащихся.
4)Средняя философская школа обеспечивает углубление специальной и философской подготовки, ознакомление с работами великих гуманистов и демократов, но это уже не уроки, а пары и лекции, самостоятельная работа с рефератами и пробные лекции на семинарах, государственные выпускные экзамены по гуманистической философии и двум профилирующим дисциплинам.
5)Магистратура и аспирантура открываются только в университетах или академиях. Количество мест (бюджетных) в каждой очередной школе уменьшается в соответствии с потребностями государственных учреждений образования и науки.
6)В зависимости от потребностей региона любая школа более высокого ранга может включать в себя как составляющие школы более низкого ранга, например, гимназии могут включать в себя несколько профильных училищ и общеобразовательную школу, университет может включать в себя несколько институтов и профильную гимназию, и т.д.

   Как видим, многие конкретные положения уже реализованы, например, в России или Украине. Однако есть и существенные несоответствия, видимо связанные с обычным для администраций искажением исходных проектов. Принципиальными отличиями предлагаемой организации образования являются:
  1. Аттестат зрелости по профильной подготовке выдается сразу после окончания средней специальной школы - училища, который позволит ускоренно получить соответствующую рабочую специальность или продолжить обучение в гимназии или колледже.
  2. Квалификация ученого - бакалавра должна присваиваться по окончанию средней философской школы - гимназии, подчеркивая научную направленность и повышенную гуманитарную значимость средней школы для становления личности гражданина, которая дает право на поступление в университет.
  3. Квалификация младшего специалиста должна присваиваться после окончания высших специальных заведений типа колледжа, а также 2-го курса институтов, причем младший специалист может сразу работать по эксплуатации и обслуживанию техники как техник, или поддерживать учебный процесс как воспитатель или учитель начальной школы.
  4. Квалификация специалиста должна присваиваться по окончанию 4-ого курса института, когда накопленные знания уже дают возможность, например, инженеру организовать эксплуатацию и обслуживание техники, а педагогу эффективно организовать учебный процесс в начальной, базовой или средней специальной школе - училище.
  5. Квалификация магистра необходима для последующего продолжения научной работы или проектно-конструкторской деятельности, а для педагога участвовать в организации и подготовке бакалавров в средней философской школе – гимназии.
   В статье обращалось внимание на то, что такая многоэтапная организация средней и высшей школы позволит дать значительный экономический эффект в связи с сокращением сроков подготовки специалистов и соответствующих бюджетных расходов, а также от более раннего использования интеллектуального потенциала страны.
   Многие из этих отличий практически реализованы в системе образования Франции, в которой проблемам развития интеллекта человека уделяется самое пристальное внимание. Это бакалавр после окончания средней школы, это промежуточная высшая школа – колледж, это четырех летная подготовка специалистов в институтах.
   И, все-таки, основной упор предполагалось сделать на реорганизацию средней школы, в которую уже поступили "юноша и девушка, подающие надежды". Их внимание начинает фокусироваться лишь на выбранном подмножестве предметов, с которыми они пытаются связать свои надежды. И средняя специальная школа может и должна содействовать им в этом. Основными ее типами являются профильные училища и гимназии.
   В статье было предложена специализация и профилирование гимназий по принципу совмещения близких и взаимно дополняющих направлений в будущей профессиональной деятельности. Это физико-математическая или кибернетико - математическая, историко-филологическая или филолого-дипломатическая, химико-биологическая или медико-биологическая, административно-юридическая, агрозоотехническая и другие гимназии, которые видимо, показались экзотикой.
   В настоящее время именно такое профилирование и специализация широко внедряются в народное образование благодаря контрактным финансовым отношениям и инициативе снизу учительского актива, глубоко ощущающего все системно-психологические нюансы и мотивы поведения "юноши и девушки, подающих надежды". Остается надеяться, что полное и корректное внедрение предложенной многоэтапной системы образования будет иметь место благодаря той же инициативе.


   Выбрав свой путь и поступив (по конкурсу) в училище, юноша и девушка приобретают достоинство и гордость, формирующие подсистему Воли, так как их надежды уже совпадают с установками Веры в свое предназначение и первичными установками будущей профессиональной морали. Такие установки формируются надсознательно как следствие самостоятельного выбора.
   Однако проблем в среде подающих надежды предостаточно. Определенная часть 13 – 14 летних сильно задерживается в росте, и их почти взрослые сотоварищи смотрят на них снисходительно и скептически. "Маломерки" по-детски страдают и ищут любой повод для того, чтобы показать себя с "исключительно взрослой" стороны, как в школьных и внешкольных мероприятиях, так и в спорах по любому поводу. Но именно из них в 15 –16 лет вдруг вырастают гиганты, скромные и добрые потому, что им пришлось долго страдать и ждать столь желанных изменений своего состояния.
   Быстрый рост юношей и девушек в 13 – 15 лет всегда связан с серьезными перестройками в организме и не пропорциональным развитием отдельных сфер, особенно эндокринной и периферической нервной систем, а также слабостями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Большая потливость, нездоровая полнота, постоянные ангины и авитаминоз, частые переломы рук или ног – все это прерывает обучение, постоянно тревожит и заставляет читать и думать, мечтать и надеяться.
   Это обуславливает ранний романтизм, как девушек, так и юношей, их быструю влюбленность и особо яркие впечатления о моментах взаимного доверия на свиданиях и в первых поцелуях.
   Именно в 13 – 15 лет разархивируются наследственно переданные приемы и действия, связанные с обольщением, привлечением и отталкиванием кандидатов на роль "милого друга" для проверки и последующего установления доверительных отношений. И здесь становятся более явственными существенные отличия в поведении еще "играющих" юношей и девушек, роли которых определены генетическими программами. Девушки ожидают проявления чувств со стороны "выбранных" юношей, а юноши активны в собственном выборе и часто не понимают, что от них ожидают.

В юном романтизме проявляется лишь эмоционально-чувственная сторона любви, поскольку в Окне предостережений подсознания как девушки, так и юноши, еще преобладает страх перед гормонально – физиологическими отношениями, а Веры в искренность смело выбираемых "самых красивых" кандидатов нет, так как для становления доверия и Веры нужна, во-первых, взаимность, а, во-вторых, время. О сознательно-расчетной стороне любви юноша и девушка еще не подозревают.

   Всплески влюбленности и надсознательной зрительной идеализации "самого красивого" юноши или "самой красивой" девушки, что оказались на тот период в поле зрения, сменяются разочарованиями и пессимизмом.
   Появляется особая надсознательная и сознательная зависимость, как девушки, так и юноши от всего, что связано с их красотой. Красота девушки по ее мнению – это ее лицо, глаза, волосы, платье, туфли. Действительно лицо и волосы (коса) девушек повелевают и гипнотизируют юношей. Красота юноши по его мнению – это рост, глаза, прическа, костюм и туфли. Действительно рост и глаза юношей повелевают и гипнотизируют девушек. Если юноши смело рассматривают девушек, то девушки лишь вскользь следят за теми, кто наблюдает за ними.
   Разные роли, но одинаковые цели: установить визуальный контакт с кандидатом на роль милого друга и по возможности найти свой Идеал.
   Усиливающееся влечение к особям противоположного пола и естественные "неумелость" со стороны юношей и "неуступчивость" со стороны девушек приводит к попыткам поиска более удобных партнеров среди старших и даже взрослых мужчин и женщин.
   В 15 – 16 лет двойная и даже тройная жизнь для юноши и девушки становятся привычными. Если отрок и девочка по разному вели себя дома и в школе, и их поведение соответствовало определенному положению в этих мирах, то юноша и девушка, подающие надежды, осваиваются уже и в третьем мире – широкого круга близких друзей и друзей их друзей - знакомых. Это обусловлено надсознательной потребностью в самостоятельном поиске "милого друга" в надежде на простое человеческое счастье.
   В окне игр процессора ЭМОНАС подсознания девушки все время возникают желания попробовать, как же ее тело влияет на кого-нибудь подходящего. Особенно в периоды активности половой сферы и "течки" появляется мощная зависимость поведения девушки от ее тела и подсознательного влечения. Иногда в эти периоды случайные игры и слабости приводят к ранней беременности, а аборты или роды такой "заигравшейся" девушки порождают семейные родительские драмы.
   В поисках "милого друга" девушки все чаще тайно "теряют надежды" и замыкаются, становятся резкими. Взрослые дяди не дают им покоя. Юноши все чаще попадают в компании, где водка, вино и наркотики. Развязные женщины затягивают. А в семьях девушек и юношей паника: а как же с надеждами, которые лелеяли родители относительно своих детей в течение многих лет гигантских усилий по их становлению на ноги и воспитанию?
   Здесь на первое место выходят не "жестокие" законы двора, а "анархические" течения в тех или иных компаниях, в которых особая роль отводится лидерам, как среди юношей, так и среди девушек. Неформальное лидерство в юношеской среде отражает биологическую иерархию особей в конкурентном состязании "самцов за самок", и "самок за самцов".
   Удаль юношей часто приобретает странные формы конкуренции в пьянстве или бесшабашности, в наркомании или хулиганстве. И здесь только случай предопределяет судьбу юноши, поведение которого мало предсказуемо. Он может попасть в преступную компанию, убить или ранить кого-то по пьянке, или погибнуть самому, и только благодаря случаю – не сдуло, не пропал.

Ветер и бури судьбы как случайной последовательности неслучайных событий сдувают слабовольных и слишком активных в компаниях юношей и девушек. Они выбывают из средней школы в "потусторонний мир", вплоть до "потерянного мира" несовершеннолетних преступников, пьяниц и наркоманов.



   Очень важную роль здесь играет своевременный переход от средней специальной школы – училища к самостоятельной жизни и работе. Именно в 16 лет, когда юноша и девушка получают паспорт, они должны получать и аттестат зрелости по профилю училища, который позволит корректно завершить образование и вступить во взрослую жизнь! Это важно не только для тех, кому по разным причинам уже трудно учиться. А таких причин, как мы видим, оказывается предостаточно.


Kонкурсный отбор в гимназию позволит существенно уменьшить мрачное влияние потерявших социальную ориентацию неформальных лидеров компаний на нормальных учащихся, поскольку эти компании распространяют свое влияние именно в средних школах и дворах конкретного района


   Оставшиеся в школе 15 – 16 летние вдруг замечают, что их некоторые "маломерные" соседи резко растут. Это вызывает удивление и растерянность. А у выросших гигантов – наоборот появляется самоуверенность и группирование по росту. Появляются конкуренты у недавно признанных неформальных лидеров.
   В положительно ориентированных "могучих кучках" юношей и девушек в каждом классе интерес к знаниям не ослабевает, но даже среди них появляются существенные проблемы с дисциплиной. Дух протеста и анархизма юношей и девушек обуславливается разархивацией правил вывода простейшей интуитивной логики личной свободы в Окне Супер-эго их надсознания. "Я абсолютно свободен!" – гласит простейшая версия, что оказывается справедливым лишь при выборе милого друга, но переносится юношами и девушками на все отношения: с преподавателями, с родителями и даже с полицией.
   На основе надсознательного следования генетически переданной простейшей или взвешенной версии интуитивных правил личной свободы поведения, а также на основе интуитивного самоанализа своего возросшего Рейтинга чести, формируется сознательная самооценка Личности - Эго, поддерживаемая подсознательным восприятием собственной сексуальной и интеллектуальной полноценности, которое подавляет страхи в окне предостережений процессора ЭМОНАС.
   Существенно возрастает активность отдельных личностей юношей и девушек в школьном самоуправлении и самодеятельности. В 16 –17 лет они уже понимают, что в средней школе они иерархи и повелители, способные самостоятельно принимать адекватные обстановке решения. Они замечают и помогают наиболее активным или видным (красивым) из младших девочек и мальчиков.
   Общественные молодежные организации, даже такие как комсомол, в старших классах средней школы уже не имеют особого влияния (не сравнимо с влиянием пионерской организации) на умы юношей и девушек, занятых своими гормонально-биологическими и организационными проблемами.
   Становлению личности отдельных юношей и девушек помогает их активное участие в театральной или музыкальной самодеятельности. Особенно музыка для мальчиков и театр для девочек. Особо выделяются личности, обладающие редким поэтическим даром или голосом. Для соучеников – это как чудо. Они приобретают высокий авторитет не только в школе, но и в сомнительных кампаниях и во дворах, возможно с теми же самыми последствиями.
   В 16 – 17 лет приходят первые большие успехи в спорте, награды на чемпионатах или олимпиадах, например, по шахматам, плаванию или гимнастике. Эти соученики, юноши и девушки – титаны, Личности с большой буквы. Они не подают надежды, как остальные, а уже их реализуют. Они где-то там далеко, где слава, а может быть и деньги! У юношей появляется настоятельная потребность в собственном транспортном средстве – мотоцикле или мопеде. Ну а автомобиль – это мечта, прокатится самому и прокатить избранниц сердца. Но до 18 лет не дают права на автомобиль. Пока только на мотоцикл!
   Свободная личность должна сама себя обеспечивать! Самостоятельные юноша и девушка пытаются найти пусть даже небольшой, но собственный заработок. Это как радость щенка, впервые самостоятельно нашедшего кость или что-то съедобное. Он отважно рычит, защищает, грызет и прячет свою, собственную, а значит и очень ценную кость. Первые заработанные деньги запоминаются на всю жизнь, и они должны быть потрачены на что-то существенное и особо ценное для юноши или девушки.
   В современной действительности потребительского общества юноши и девушки, подающие надежды, проявляют особый интерес к видеокассетам, эротическим фильмам и фильмам ужасов. Безыдейность и бездуховность навязывается специалистами и центрами по психологической обработки населения, к которым в первую очередь относится Голливуд.


Ритмичное и не ритмичное чередование: насилия, секса и крови, кровь, секс и насилие опустошают души молодых людей. В принципе по замыслам специалистов они должны разрушить особо опасные альтруистические и гуманистические морально-этические установки в Окне Супер-эго надсознания юношей и девушек.


   Юноши и девушки, подающие надежды, по замыслам центров "массовой культуры" должны стать зомбированными суперменами – убийцами или моделями – секс бомбами, которые торгуют своим телом не в розницу, как проститутки, а мелким или крупным оптом, для тех же богатых и не богатых извращенцев.


   Собственно гимназия и должна противопоставить заслон этим демоническим тенденциям. Только на основе научного подхода к изучению юношами и девушками основ национальной, европейской и мировой культуры, и в первую очередь, гуманистической философии, можно ожидать прогрессивного социального и экономического реформирования всего государства.
Подготовка ученых бакалавров в профильных гимназиях обеспечит повышение культуры всего общества.
   Наряду с углубленным изучением профильных дисциплин, например, физики и математики (не менее чем четыре пары в неделю), при исключении предметов дополнительного плана, которые являются специальными для других гимназий, особое внимание должно уделяться развитию физической культуры юношей и девушек, подающих надежды.
   Основы физической культуры как науки о здоровье являются обязательным профильным предметом для всех гимназий. Недаром в древнегреческом гимнасии учились юноши из знатных семей в возрасте от 16 до 18 лет, занимаясь в основном гимнастикой и философией, литературой и политикой.
   Превышение плановых часов за счет занятий физкультурой не является опасным для здоровья молодежи, а наоборот является механизмом и эффективным средством отвлечения юношей и девушек от опасного влияния анархических и преступных компаний.
   Обязательными для всех дисциплинами должны стать спортивная гимнастика и особенно аэробика. Обучение гармоничным и полезным движениям и танцам под быструю и ритмичную музыку, которая очень нравится молодежи, является обязательным элементом физической культуры.
   Как это было в древности, так и в современном мире необходимы занятия хотя бы по одному из видов единоборств. Сейчас мы уже понимаем: это нужно как для юношей, так и для девушек. Освоение приемов защиты и преодоление привычного страха перед нападением является обязательным элементом воспитания в гимназии. Коллективные игры могут и должны осваиваться вне сетки расписания занятий, поскольку юноши и девушки будут с удовольствием показывать себя и болеть за своих как угодно долго.
   Пример расписания занятий для физико-математической гимназии (10 – 11 классы) может иметь следующий вид, представленный в таблице 2-3.

   Таблица 2.3 Пример расписания занятий для физико-математической гимназии (10-11 классы)
Дни недели
Первая пара
Вторая пара
Третья пара
Четвертая пара
Понедельник
Математика *
Психология
Физика *
 
Вторник
Философия *
Физика
Физкультура *
Физкультура*
Среда
Физика
Философия
Информатика *
 
Четверг
Математика
Философия*
Физкультура *
Физкультура*
Пятница
Информатика
Математика
Физика *
 
Суббота
Математика *
Философия
Информатика *
 
* Практическе и сименарские занятия

   Лекционные, практические и семинарские занятия в гимназии физико-математического профиля могут, например, планироваться в следующих объемах в расчете на одну неделю: математика лекции – 4 часа, философия лекции – 4 часа, физика лекции – 4 часа, психология лекции – 2 часа, информатика - программирование лекции – 2 часа, семинары по философии – 4 часа, практические занятия по математике – 4 часа, практические занятия в кабинете физики – 4 часа, практические занятия * в компьютерном зале – 4 часа, занятия в спортивном зале – 6 часов.
   Присвоение ученой степени бакалавра и выдача диплома бакалавра после окончания такой гимназии осуществляется Государственной экзаменационной комиссией в результате успешной сдачи соискателями государственных выпускных экзаменов по математике, физике и философии.
   Вместо математики и физики в других профильных гимназиях преподаются соответствующие специальные предметы, например, история и литература, биология и химия, управление и право, физиология и биохимия, и т.д. Дифференцирование профилирующих дисциплин по наукам и разделам производится гимназией самостоятельно в соответствии с утвержденными учебными программами.
   Обязательными для изучения должны быть диалектический материализм и философия познания на примерах открытий в выбранной области, составляющих основу общепринятого научного материалистического взгляда на мир. К мировоззренческим дисциплинам относится и психология, особенно мотивы и закономерности поведения человека, определяемые психологией доверия, познания и творчества. Системная психология должна рассматриваться как наука об интеллекте человеке и о компьютерных системах, которые будут наделены искусственным интеллектом, способным самостоятельно принимать решения, адекватные ситуации.
   В гимназии углубляется непрерывная подготовка по информатике и программированию в плане практического освоения и эффективного использования современных информационных технологий, начатая с общеобразовательной и продолженная в средней специальной школе. Многие задания по математике и физике в гимназии уже решаются в компьютерных классах и залах. Быстрый поиск информации с использованием основных мировых поисковых серверов в Интернет становится привычным и естественным приемом обоснования тех или иных проектов.


   По окончанию общеобразовательной школы и тем более гимназии каждый юноша и девушка уже знают свой атом-тип интеллекта экстраверта или интроверта соответствующего типа.
   Атом-тип интеллекта был сознательно или бессознательно уже использован при выборе конкретного направления специальной средней школы. В физико-математические школы и гимназии преимущественно (от 50 до 70%) поступали логики по первому или второму предпочтениям в выборе мыслительных средств и соответствующих нейросопроцессоров для анализа ситуации и принятия решений. В общественно-научные гуманитарные школы и гимназии преимущественно зачислены этики. В медико-биологические и экспериментально - практические (астрономического, геологического, географического и др. направлений) школы и гимназии преимущественно поступают сенсорики, а политехнические и архитектурно-градостроительные школы и гимназии преимущественно выбирают интуиты, наиболее приспособленные к конструкторской и дизайнерской работе.
   Более сложным, но также вполне предсказуемым, для юноши и девушки, подающих надежды. является поиск и выбор по атому-типу интеллекта наиболее подходящих для них подруги или друга, которые будут содействовать во всем и помогать друг другу в реализации понятных для каждого надежд.
   В 16 – 17 лет имеет место быстрая смена друзей и осознанное восприятие не дозволенности, не своевременности уж очень близких отношений между юношей и девушкой, ибо реализовать свои надежды окажется существенно сложнее. Отсюда требования девушки держать дистанцию, а юноши – не ограничиваться поцелуями. Генетически переданные правила игры: юноша поближе, девушка – подальше. Естественная игра уже взрослых, но не самостоятельных, не уверенных в себе, и ощущающих проблемы и даже страх перед любовными отношениями молодых людей.
   Для юноши и девушки в 16 – 17 лет в самостоятельной жизни сплошные проблемы. Деньги – проблема, квартира – проблема, подруга – проблема. Есть кого, есть чем, но негде – это комедия. Есть где, есть чем, но некого – это драма. Есть кого, есть где, но нечем – это трагедия! Такова жизнь юноши.
   Определенной отдушиной и раскрепощением от опеки родителей и школы оказываются туристические походы и поездки на поездах, автобусах, кораблях и машинах. Смена впечатлений в дороге обладает особой притягивающей и манящей силой для юноши и девушки, так как дорога символизирует широкие возможности реализации их надежд в ближайшей или дальней перспективе.
   Походы, палатка, костер, море, горы, простота и демократизм. Взаимовыручка. Молодые люди имеют возможность само выразиться, испытать себя и доказать себе и окружающим, что они что-то стоят, умеют выжить, выстоять и не бояться любой работы. Они узнают, как и где можно найти пищу, как ее приготовить и создать нормальный быт в любых условиях. Эта генетическая потребность диктуется переданной по наследству от далеких предков биологической моделью "счастливой семьи", проживающей и благоденствующей в первобытном лесу. Такие юношеские испытания содействуют становлению уже "проверенной личности", которой можно доверять и которую коллеги по походам "возьмут с собой в разведку".
   В походах и восхождениях на горы происходит укрепление собственных верований юношей и девушек для противопоставления их мрачной действительности больших городов, городским компаниям и дворам. Появляется определенное сочувствие к простому народу, которое мотивирует их случайное или неслучайное участие в политических протестах.
   Отдельные юноши и девушки, семьям которых удалось защитить их от влияния дворов и компаний, заменяют опыт реальной жизни особым пристрастием к чтению и обсуждению доступной для них литературы, психологических и исторических романов. Романтизм отдельных книжников и книжниц отличает их от сверстников и придает им ореол "возвышенных" натур, хотя по интеллекту, складу характера и генетической предрасположенности они не редко оказываются обычными обывателями.
   Из них вырастают либо принципиальные борцы за свободу и ученые, либо жесткие индивидуалисты, которые из своей "деловой" или "аристократической" среды содействуют и оправдывают любое распределение материальных благ, созданных напряженным трудом всего народа, в пользу отдельных "деловых" или "аристократических" личностей. Именно это и является психологической опорой и моральной базой многих злодеяний против своего народа, а на современном этапе глобализации, и против других народов.


   Девушки в 15 -16 лет, а юноши в 17 - 18 лет, из активных, "собирающихся в стаи и подающих надежды лебедят", достаточно быстро превращаются в степенные "бракующие лебеди" с гибкой шеей, шелковыми волосами, гладкой кожей и блестящими глазами. Это осуществляется биологическая и интеллектуальная метаморфоза перехода "юноши и девушки, подающих надежды" в фазу "блестящих юноши и девушки".


Среди учащихся 11-х классов господствует растерянность перед будущим, происходит резкая дифференциация тех, кто знает, что они будут делать, например, родители гарантируют, и тех, кому - ничего не светит! Очень полезным в психологическом и отвлекающем плане является выпускной бал и весь праздник окончания гимназии.


    Его также необходимо организовывать и при окончании средней специальной школы, если основная часть учащихся не будет поступать в гимназию по разным причинам.
   Выпускной вечер – бал это незабываемое и прекрасное прощание со своими друзьями и подругами, и главное со школой, в которой юноши и девушки провели почти всю свою жизнь. Каждый их них может с уверенностью сказать, что они были в школе с незапамятных времен. Этот момент столь же торжественный, сколь и печальный.
   Переход во взрослую жизнь и подтверждение своего нового статуса и Рейтинга чести "блестящих юноши и девушки" в окне Супер-эго надсознания требует и их необычного особого явления перед общиной или "всем честным народом"! Заказы и шитье платья и костюмов, приобретение брошек, цветов, лент, колокольчиков превращаются во всеобщую суету и проблему для родителей, которую можно сравнить лишь с подготовкой к свадьбе.
   Но это праздник прощания с ней или с ним, наиболее близкими, почти что женихами и невестами, и друзьями, с которыми, может быть, не придется видеться. Это первое серьезное прощание как на войну. Именно таким оно воспринимается старшими юношами, которым вот-вот исполняется 18 и они уверены, что их заберут в армию. Жизненный перекресток и много дорог. Что же будет, куда повернет судьба?
   В 17-18 лет наступает четвертый системно-психологический кризис восприятия своей половой полноценности, но материальной и юридической не состоятельности – не самостоятельности. Это кризис детской взрослости и неопределенности на перекрестке жизненных дорог. Что будет? Не известно. Страшно подумать. И новый виток трансферта из области бессознательного в область сознательного и наоборот.


В.П.Широчин