В возрасте 13 – 14 лет юноша и девушка
пытливо оценивают своих одноклассников и знакомых противоположного пола на
предмет "Интересны ли они друг для друга и стоит ли им познакомиться ближе?"
Пока существует достаточно большая дистанция между ними, но уже происходят
первичные пробные настройки всей эмоционально-волевой структуры: Веры, Любви и
Надежд в надсознании и подсознании каждого.
Появляется необходимость показать себя и найти способ
повысить свой Рейтинг чести, как в собственных глазах, так и в глазах
окружающих. Перейдя в среднюю школу в 7 – 8 классе, юноша и девушка уже знают,
по каким предметам у них лучшие результаты, а по каким худшие. Они начинают
принципиально саботировать или пропускать отдельные занятия, поясняя это не
интересным содержанием или недостатками преподавателя.
Такие поступки не единичны и они отражают надсознательную
потребность юноши и девушки достичь определенных успехов в жизни или хотя бы в
учебе при реализации своих Надежд, что невозможно без правильного выбора
собственного пути и соответствующих предметов.
Назревает системно-психологическая коллизия, когда
недовольные учащиеся могут покинуть среднюю школу в надежде сразу получить
профессию, а затем продолжать учиться.
В 1989 году в газету "Известия" автором была послана статья
"Конкурсный отбор и многоэтапное образование в средней и высшей школе". Ее
основным недостатком было отсутствие именитых соавторов. Статья в течение десяти
месяцев проходила рецензирование в разных инстанциях, а затем ее вернули как не
представляющую интереса для общесоюзной газеты. Однако уже через год ее основные
положения стали интенсивно обсуждаться и даже реализоваться как в Москве, так и
на Украине. Вполне возможно это совпадение, но сама идея заслуживает внимания.
Системный метапсихоанализ основных целей и мотивов поведения
"юноши и девушки, подающих надежды" позволяет показать насущную потребность
специальной организации средней школы, когда "подающие надежды" сами выберут
себе учебный план подготовки и направление дальнейшего обучения, в котором они
надеются добиться наибольших успехов. Средняя школа должна быть специальной,
ориентированной на конкретные группы профессий.
Но попасть в такую среднюю школу можно только по конкурсу,
чтобы исключить беспредметные амбиции или нерадивость отдельных учеников. Сама
организация, как средней специальной школы, так и других школ, тоже должна
измениться. В статье была предложена многоэтапная организация системы
образования с учетом трансферта системно-психологических функций и
соответствующих фаз интеллекта молодых людей, которая в сжатой форме
представлена в таблице 2-2.
Таблица 2.2 Многоэтапная система образования с учетом трансферта сознательного и безсознательного в процессе познания |
ТИП ШКОЛЫ 1) |
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ |
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ |
Социальная игровая школа (сад) |
3 – 4 года |
1 – 2 годы свидетельство самостоятельный |
Разговорная подготовительная школа (группы) |
5 – 6 лет |
1 - 2 годы свидетельство подготовленный |
Начальная 2)письменная школа (школа) |
7 – 9 лет |
1 – 3 классы свидетельство грамотный |
Базовая 3) общеобразовательная школа (школа) |
10 – 12 лет |
4 – 6 классы видетельство образованный |
Средняя специальная школа (училище) |
13 – 15 лет |
7 – 9 классы аттестат зрелый |
Средняя 4)философская школа (гимназия) |
16 – 17 лет |
10 – 11 классы диплом бакалавр (ученый) |
Высшая квалификационная школа (колледж) |
18 –19 лет |
1 – 2 курсы диплом младший специалист |
Высшая профессиональная школа (институт) |
20 – 21 год |
3 – 4 курсы диплом специалист |
Высшая 5) магистерская школа (университет) |
22 – 23 года магистратура |
5 – 6 курсы диплом магистр |
Высшая научная школа (академия) |
24 – 25 лет аспирантура |
1 – 2 годы диплом кандидат наук |
Высшая 6) философская школа (академический университет) |
26 –27 лет докторантура |
1 – 2 годы диплом доктор философии по наукам |
1)Обучение прерывается по окончанию той или иной школы, в зависимости от желания, способностей и возможностей обучаемых. Зачисление в каждую очередную школу производится по конкурсу с проведением собеседований или экзаменов. В конкурсах обязательно учитываются результаты обучения в предыдущей школе.
2)Начальная, базовая и средняя специальная школы должны быть обязательными, ибо именно на этом этапе формируются и закрепляются предпосылки и идеологические основы восприятия единого истинно верующего, демократического и социально-ориентированного государства и всего мира объединенных наций, что должно сократить межнациональные и социальные конфликты.
3)Каждая очередная школа должна сопровождаться собственным учебным и методическим
обеспечением, разрабатываемым на основе индивидуальной педагогической системы с
учетом возможностей и потребностей соответствующей фазы и уровня развития интеллекта учащихся.
4)Средняя философская школа обеспечивает углубление специальной и философской подготовки,
ознакомление с работами великих гуманистов и демократов, но это уже не уроки, а
пары и лекции, самостоятельная работа с рефератами и пробные лекции на
семинарах, государственные выпускные экзамены по гуманистической философии и двум профилирующим дисциплинам.
5)Магистратура и аспирантура открываются только в университетах или академиях.
Количество мест (бюджетных) в каждой очередной школе уменьшается в соответствии
с потребностями государственных учреждений образования и науки.
6)В зависимости от потребностей региона любая школа более высокого ранга может
включать в себя как составляющие школы более низкого ранга, например, гимназии
могут включать в себя несколько профильных училищ и общеобразовательную школу,
университет может включать в себя несколько институтов и профильную гимназию, и т.д.
Как видим, многие конкретные положения уже реализованы,
например, в России или Украине. Однако есть и существенные несоответствия,
видимо связанные с обычным для администраций искажением исходных проектов.
Принципиальными отличиями предлагаемой организации образования являются:
- Аттестат зрелости по профильной подготовке выдается сразу
после окончания средней специальной школы - училища, который позволит ускоренно
получить соответствующую рабочую специальность или продолжить обучение в
гимназии или колледже.
- Квалификация ученого - бакалавра должна присваиваться по
окончанию средней философской школы - гимназии, подчеркивая научную
направленность и повышенную гуманитарную значимость средней школы для
становления личности гражданина, которая дает право на поступление в
университет.
- Квалификация младшего специалиста должна присваиваться после
окончания высших специальных заведений типа колледжа, а также 2-го курса
институтов, причем младший специалист может сразу работать по эксплуатации и
обслуживанию техники как техник, или поддерживать учебный процесс как
воспитатель или учитель начальной школы.
- Квалификация специалиста должна присваиваться по окончанию
4-ого курса института, когда накопленные знания уже дают возможность, например,
инженеру организовать эксплуатацию и обслуживание техники, а педагогу эффективно
организовать учебный процесс в начальной, базовой или средней специальной школе
- училище.
- Квалификация магистра необходима для последующего продолжения
научной работы или проектно-конструкторской деятельности, а для педагога
участвовать в организации и подготовке бакалавров в средней философской школе –
гимназии.
В статье обращалось внимание на то, что такая многоэтапная
организация средней и высшей школы позволит дать значительный экономический эффект в связи с
сокращением сроков подготовки специалистов и соответствующих бюджетных расходов,
а также от более раннего использования интеллектуального потенциала страны.
Многие из этих отличий практически реализованы в
системе образования Франции, в которой проблемам развития интеллекта
человека уделяется самое пристальное внимание. Это бакалавр после окончания
средней школы, это промежуточная высшая школа – колледж, это четырех летная
подготовка специалистов в институтах.
И, все-таки, основной упор предполагалось сделать на
реорганизацию средней школы, в которую уже поступили "юноша и девушка, подающие
надежды". Их внимание начинает фокусироваться лишь на выбранном подмножестве
предметов, с которыми они пытаются связать свои надежды. И средняя специальная
школа может и должна содействовать им в этом. Основными ее типами являются
профильные училища и гимназии.
В статье было предложена специализация и профилирование
гимназий по принципу совмещения близких и взаимно дополняющих направлений в
будущей профессиональной деятельности. Это физико-математическая или кибернетико
- математическая, историко-филологическая или филолого-дипломатическая,
химико-биологическая или медико-биологическая, административно-юридическая,
агрозоотехническая и другие гимназии, которые видимо, показались экзотикой.
В настоящее время именно такое профилирование и специализация
широко внедряются в народное образование благодаря контрактным финансовым
отношениям и инициативе снизу учительского актива, глубоко ощущающего все
системно-психологические нюансы и мотивы поведения "юноши и девушки, подающих
надежды". Остается надеяться, что полное и корректное внедрение предложенной
многоэтапной системы образования будет иметь место благодаря той же инициативе.
Выбрав свой путь и поступив (по конкурсу) в училище, юноша и
девушка приобретают достоинство и гордость, формирующие подсистему Воли, так как
их надежды уже совпадают с установками Веры в свое предназначение и первичными
установками будущей профессиональной морали. Такие установки формируются
надсознательно как следствие самостоятельного выбора.
Однако проблем в среде подающих надежды предостаточно.
Определенная часть 13 – 14 летних сильно задерживается в росте, и их почти
взрослые сотоварищи смотрят на них снисходительно и скептически. "Маломерки"
по-детски страдают и ищут любой повод для того, чтобы показать себя с
"исключительно взрослой" стороны, как в школьных и внешкольных мероприятиях, так
и в спорах по любому поводу. Но именно из них в 15 –16 лет вдруг вырастают
гиганты, скромные и добрые потому, что им пришлось долго страдать и ждать столь
желанных изменений своего
состояния.
Быстрый рост юношей и девушек в 13 – 15 лет всегда связан с
серьезными перестройками в организме и не пропорциональным развитием отдельных
сфер, особенно эндокринной и периферической нервной систем, а также слабостями
сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Большая потливость, нездоровая
полнота, постоянные ангины и авитаминоз, частые переломы рук или ног – все это
прерывает обучение, постоянно тревожит и заставляет читать и думать, мечтать и
надеяться.
Это обуславливает ранний романтизм, как девушек, так и
юношей, их быструю влюбленность и особо яркие впечатления о моментах взаимного
доверия на свиданиях и в первых поцелуях.
Именно в 13 – 15 лет разархивируются наследственно переданные
приемы и действия, связанные с обольщением, привлечением и отталкиванием
кандидатов на роль "милого друга" для проверки и последующего установления
доверительных отношений. И здесь становятся более явственными существенные
отличия в поведении еще "играющих" юношей и девушек, роли которых определены
генетическими программами. Девушки ожидают проявления чувств со стороны
"выбранных" юношей, а юноши активны в собственном выборе и часто не понимают,
что от них ожидают.
В юном романтизме проявляется лишь эмоционально-чувственная
сторона любви, поскольку в Окне предостережений подсознания как девушки, так и
юноши, еще преобладает страх перед гормонально – физиологическими отношениями, а
Веры в искренность смело выбираемых "самых
красивых" кандидатов нет, так как для становления доверия и Веры нужна,
во-первых, взаимность, а, во-вторых, время. О сознательно-расчетной стороне
любви юноша и девушка еще не подозревают.
Всплески влюбленности и надсознательной зрительной
идеализации "самого красивого" юноши или "самой красивой" девушки, что оказались
на тот период в поле зрения, сменяются разочарованиями и пессимизмом.
Появляется особая надсознательная и сознательная зависимость,
как девушки, так и юноши от всего, что связано с их красотой. Красота девушки по
ее мнению – это ее лицо, глаза, волосы, платье, туфли. Действительно лицо и
волосы (коса) девушек повелевают и гипнотизируют юношей. Красота юноши по его
мнению – это рост, глаза, прическа, костюм и туфли. Действительно рост и глаза
юношей повелевают и гипнотизируют девушек. Если юноши смело рассматривают
девушек, то девушки лишь вскользь следят за теми, кто наблюдает за ними.
Разные роли, но одинаковые цели: установить визуальный
контакт с кандидатом на роль милого друга и по возможности найти свой Идеал.
Усиливающееся влечение к особям противоположного пола и
естественные "неумелость" со стороны юношей и "неуступчивость" со стороны
девушек приводит к попыткам
поиска более удобных партнеров среди старших и даже взрослых мужчин и женщин.
В 15 – 16 лет двойная и даже тройная жизнь для юноши и
девушки становятся привычными. Если отрок и девочка по разному вели себя дома и
в школе, и их поведение соответствовало определенному положению в этих мирах, то
юноша и девушка, подающие надежды, осваиваются уже и в третьем мире – широкого
круга близких друзей и друзей их друзей - знакомых. Это обусловлено
надсознательной потребностью в самостоятельном поиске "милого друга" в надежде
на простое человеческое счастье.
В окне игр процессора ЭМОНАС подсознания девушки все время
возникают желания попробовать, как же ее тело влияет на кого-нибудь подходящего.
Особенно в периоды активности половой сферы и "течки" появляется мощная
зависимость поведения девушки от ее тела и подсознательного влечения. Иногда в
эти периоды случайные игры и слабости приводят к ранней беременности, а аборты
или роды такой "заигравшейся" девушки порождают семейные родительские драмы.
В поисках "милого друга" девушки все чаще тайно "теряют
надежды" и замыкаются, становятся резкими. Взрослые дяди не дают им покоя. Юноши
все чаще попадают в компании, где водка, вино и наркотики. Развязные женщины
затягивают. А в семьях девушек и юношей паника: а как же с надеждами, которые
лелеяли родители относительно своих детей в течение многих лет гигантских усилий
по их становлению на ноги и воспитанию?
Здесь на первое место выходят не "жестокие" законы двора, а
"анархические" течения в тех или иных компаниях, в которых особая роль отводится
лидерам, как среди юношей, так и среди девушек. Неформальное лидерство в
юношеской среде отражает биологическую иерархию особей в конкурентном состязании
"самцов за самок", и "самок за самцов".
Удаль юношей часто приобретает странные формы конкуренции в пьянстве или бесшабашности, в
наркомании или хулиганстве. И здесь только случай предопределяет судьбу юноши,
поведение которого мало предсказуемо. Он может попасть в преступную компанию,
убить или ранить кого-то по пьянке, или погибнуть самому, и только благодаря
случаю – не сдуло, не пропал.
Ветер и бури судьбы как случайной последовательности
неслучайных событий сдувают слабовольных и слишком активных в компаниях юношей и девушек. Они выбывают из
средней школы в "потусторонний мир", вплоть до "потерянного мира"
несовершеннолетних преступников, пьяниц и наркоманов.
Очень важную роль здесь играет своевременный переход от
средней специальной школы – училища к самостоятельной жизни и работе. Именно
в 16 лет, когда юноша и девушка получают паспорт, они должны получать и аттестат
зрелости по профилю училища, который позволит корректно завершить
образование и вступить во взрослую жизнь! Это важно не только для тех, кому по
разным причинам уже трудно учиться. А таких причин, как мы видим, оказывается
предостаточно.
Kонкурсный отбор в гимназию позволит существенно уменьшить мрачное влияние потерявших социальную
ориентацию неформальных лидеров компаний на нормальных учащихся, поскольку эти компании распространяют свое
влияние именно в средних школах и дворах конкретного района
Оставшиеся в школе 15 – 16 летние вдруг замечают, что их
некоторые "маломерные" соседи резко растут. Это вызывает удивление и
растерянность. А у выросших гигантов – наоборот появляется самоуверенность и
группирование по росту. Появляются конкуренты у недавно признанных неформальных
лидеров.
В положительно ориентированных "могучих кучках" юношей и
девушек в каждом классе интерес к знаниям не ослабевает, но даже среди них
появляются существенные проблемы с дисциплиной. Дух протеста и анархизма юношей
и девушек обуславливается разархивацией правил вывода простейшей интуитивной
логики личной свободы в Окне Супер-эго их надсознания. "Я абсолютно свободен!" –
гласит простейшая версия, что оказывается справедливым лишь при выборе милого
друга, но переносится юношами и девушками на все отношения: с преподавателями, с
родителями и даже с полицией.
На основе надсознательного следования генетически переданной
простейшей или взвешенной версии интуитивных правил личной свободы поведения, а
также на основе интуитивного самоанализа своего возросшего Рейтинга чести,
формируется сознательная самооценка Личности - Эго, поддерживаемая подсознательным
восприятием собственной сексуальной и интеллектуальной полноценности, которое
подавляет страхи в окне предостережений процессора ЭМОНАС.
Существенно возрастает активность отдельных личностей юношей
и девушек в школьном самоуправлении и самодеятельности. В 16 –17 лет они уже
понимают, что в средней школе они иерархи и повелители, способные самостоятельно
принимать адекватные обстановке решения. Они замечают и помогают наиболее
активным или видным (красивым) из младших девочек и мальчиков.
Общественные молодежные организации, даже такие как комсомол,
в старших классах средней школы уже не имеют особого влияния (не сравнимо с
влиянием пионерской организации) на умы юношей и девушек, занятых своими
гормонально-биологическими и организационными проблемами.
Становлению личности отдельных юношей и девушек помогает их
активное участие в театральной или музыкальной самодеятельности. Особенно музыка
для мальчиков и театр для девочек. Особо выделяются личности, обладающие редким
поэтическим даром или голосом. Для соучеников – это как чудо. Они приобретают
высокий авторитет не только в школе, но и в сомнительных кампаниях и во дворах,
возможно с теми же самыми последствиями.
В 16 – 17 лет приходят первые большие успехи в спорте,
награды на чемпионатах или олимпиадах, например, по шахматам, плаванию или
гимнастике. Эти соученики, юноши и девушки – титаны, Личности с большой буквы.
Они не подают надежды, как остальные, а уже их реализуют. Они где-то там далеко,
где слава, а может быть и деньги! У юношей появляется настоятельная потребность
в собственном транспортном средстве – мотоцикле или мопеде. Ну а автомобиль –
это мечта, прокатится самому и прокатить избранниц сердца. Но до 18 лет не дают права на автомобиль. Пока
только на мотоцикл!
Свободная личность должна сама себя обеспечивать!
Самостоятельные юноша и девушка пытаются найти пусть даже небольшой, но
собственный заработок. Это как радость щенка, впервые самостоятельно нашедшего
кость или что-то съедобное. Он отважно рычит, защищает, грызет и прячет свою, собственную, а
значит и очень ценную кость. Первые заработанные деньги запоминаются на всю
жизнь, и они должны быть потрачены на что-то существенное и особо ценное для
юноши или девушки.
В современной действительности потребительского общества
юноши и девушки, подающие надежды, проявляют особый интерес к видеокассетам,
эротическим фильмам и фильмам ужасов. Безыдейность и бездуховность навязывается
специалистами и центрами по психологической обработки населения, к которым в
первую очередь относится Голливуд.
Ритмичное и не ритмичное чередование: насилия, секса и крови, кровь, секс и насилие опустошают души молодых людей. В
принципе по замыслам специалистов они должны разрушить особо опасные
альтруистические и гуманистические морально-этические установки в Окне Супер-эго
надсознания юношей и девушек.
Юноши и девушки, подающие надежды, по замыслам центров
"массовой культуры" должны стать зомбированными суперменами – убийцами или
моделями – секс бомбами, которые торгуют своим телом не в розницу, как
проститутки, а мелким или крупным оптом, для тех же богатых и не богатых
извращенцев.
Собственно гимназия и должна противопоставить заслон этим
демоническим тенденциям. Только на основе научного подхода к изучению юношами и
девушками основ национальной, европейской и мировой культуры, и в первую
очередь, гуманистической философии, можно ожидать прогрессивного социального и
экономического реформирования всего государства.
Подготовка ученых бакалавров в профильных гимназиях обеспечит повышение культуры всего общества.
Наряду с углубленным изучением профильных дисциплин,
например, физики и математики (не менее чем четыре пары в неделю), при
исключении предметов дополнительного плана, которые являются специальными для
других гимназий, особое внимание должно уделяться развитию физической культуры
юношей и девушек, подающих надежды.
Основы физической культуры как науки о здоровье являются
обязательным профильным предметом для всех гимназий. Недаром в древнегреческом
гимнасии учились юноши из знатных семей в возрасте от 16 до 18 лет,
занимаясь в основном гимнастикой и
философией, литературой и политикой.
Превышение плановых часов за счет занятий физкультурой не
является опасным для здоровья молодежи, а наоборот является механизмом и
эффективным средством отвлечения юношей и девушек от опасного влияния
анархических и преступных компаний.
Обязательными для всех дисциплинами должны стать спортивная
гимнастика и особенно аэробика. Обучение гармоничным и полезным движениям и
танцам под быструю и ритмичную музыку, которая очень нравится молодежи, является
обязательным элементом физической культуры.
Как это было в древности, так и в современном мире необходимы
занятия хотя бы по одному из видов единоборств. Сейчас мы уже понимаем: это
нужно как для юношей, так и для девушек. Освоение приемов защиты и преодоление
привычного страха перед нападением является обязательным элементом воспитания в
гимназии. Коллективные игры могут и должны осваиваться вне сетки расписания
занятий, поскольку юноши и девушки будут с удовольствием показывать себя и
болеть за своих как угодно долго.
Пример расписания занятий для физико-математической гимназии
(10 – 11 классы) может иметь следующий вид, представленный в таблице 2-3.
Таблица 2.3 Пример расписания занятий для физико-математической гимназии (10-11 классы) |
Дни недели |
Первая пара |
Вторая пара |
Третья пара |
Четвертая пара |
Понедельник |
Математика * |
Психология |
Физика * |
|
Вторник |
Философия * |
Физика |
Физкультура * |
Физкультура* |
Среда |
Физика |
Философия
|
Информатика * |
|
Четверг |
Математика
|
Философия* |
Физкультура * |
Физкультура* |
Пятница |
Информатика |
Математика |
Физика * |
|
Суббота |
Математика *
|
Философия |
Информатика * |
|
* Практическе и сименарские занятия |
Лекционные, практические и семинарские занятия в гимназии
физико-математического профиля могут, например, планироваться в следующих
объемах в расчете на одну неделю: математика лекции – 4 часа, философия лекции –
4 часа, физика лекции – 4 часа, психология лекции – 2 часа, информатика -
программирование лекции – 2 часа, семинары по философии – 4 часа, практические
занятия по математике – 4 часа, практические занятия в кабинете физики – 4
часа, практические занятия * в компьютерном зале – 4 часа, занятия в
спортивном зале – 6 часов.
Присвоение ученой степени бакалавра и выдача диплома
бакалавра после окончания такой гимназии осуществляется Государственной
экзаменационной комиссией в результате успешной сдачи соискателями
государственных выпускных экзаменов по математике, физике и философии.
Вместо математики и физики в других профильных гимназиях
преподаются соответствующие специальные предметы, например, история и
литература, биология и химия, управление и право, физиология и биохимия, и т.д.
Дифференцирование профилирующих дисциплин по наукам и разделам производится
гимназией самостоятельно в соответствии с утвержденными учебными программами.
Обязательными для изучения должны быть диалектический
материализм и философия познания на примерах открытий в выбранной области,
составляющих основу общепринятого научного материалистического взгляда на мир. К
мировоззренческим дисциплинам относится и психология, особенно мотивы и
закономерности поведения человека, определяемые психологией доверия, познания и
творчества. Системная психология должна рассматриваться как наука об интеллекте
человеке и о компьютерных системах, которые будут наделены искусственным
интеллектом, способным самостоятельно принимать решения, адекватные ситуации.
В гимназии углубляется непрерывная подготовка по информатике
и программированию в плане практического освоения и эффективного использования
современных информационных технологий, начатая с общеобразовательной и
продолженная в средней специальной школе. Многие задания по математике и физике
в гимназии уже решаются в компьютерных классах и залах. Быстрый поиск информации
с использованием основных мировых поисковых серверов в Интернет становится
привычным и естественным приемом обоснования тех или иных проектов.
По окончанию общеобразовательной школы и тем более гимназии
каждый юноша и девушка уже знают свой атом-тип интеллекта экстраверта или
интроверта соответствующего типа.
Атом-тип интеллекта был сознательно или бессознательно уже
использован при выборе конкретного направления специальной средней школы. В
физико-математические школы и гимназии преимущественно (от 50 до 70%) поступали
логики по первому или второму предпочтениям в выборе мыслительных средств и
соответствующих нейросопроцессоров для анализа ситуации и принятия решений. В
общественно-научные гуманитарные школы и гимназии преимущественно зачислены
этики. В медико-биологические и экспериментально - практические
(астрономического, геологического, географического и др. направлений) школы и
гимназии преимущественно поступают сенсорики, а политехнические и
архитектурно-градостроительные школы и гимназии преимущественно выбирают
интуиты, наиболее приспособленные к конструкторской и дизайнерской работе.
Более сложным, но также вполне предсказуемым, для юноши и
девушки, подающих надежды. является поиск и выбор по атому-типу интеллекта
наиболее подходящих для них подруги или друга, которые будут содействовать во
всем и помогать друг другу в реализации понятных для каждого надежд.
В 16 – 17 лет имеет место быстрая смена друзей и осознанное
восприятие не дозволенности, не своевременности уж очень близких отношений между
юношей и девушкой, ибо реализовать свои надежды окажется существенно сложнее.
Отсюда требования девушки держать дистанцию, а юноши – не ограничиваться
поцелуями. Генетически переданные правила игры: юноша поближе, девушка –
подальше. Естественная игра уже взрослых, но не самостоятельных, не уверенных в
себе, и ощущающих проблемы и даже страх перед любовными отношениями молодых людей.
Для юноши и девушки в 16 – 17 лет в самостоятельной жизни
сплошные проблемы. Деньги – проблема, квартира – проблема, подруга – проблема.
Есть кого, есть чем, но негде – это комедия. Есть где, есть чем, но некого – это
драма. Есть кого, есть где, но нечем – это трагедия! Такова жизнь юноши.
Определенной отдушиной и раскрепощением от опеки родителей и
школы оказываются туристические походы и поездки на поездах, автобусах, кораблях
и машинах. Смена впечатлений в дороге обладает особой притягивающей и манящей
силой для юноши и девушки, так как дорога символизирует широкие возможности
реализации их надежд в ближайшей или дальней перспективе.
Походы, палатка, костер, море, горы, простота и демократизм.
Взаимовыручка. Молодые люди имеют возможность само выразиться, испытать себя и
доказать себе и окружающим, что они что-то стоят, умеют выжить, выстоять и не
бояться любой работы. Они узнают, как и где можно найти пищу, как ее приготовить
и создать нормальный быт в любых условиях. Эта генетическая потребность
диктуется переданной по наследству от далеких предков биологической моделью
"счастливой семьи", проживающей и благоденствующей в первобытном лесу. Такие юношеские испытания
содействуют становлению уже "проверенной личности", которой можно доверять и
которую коллеги по походам "возьмут с собой в разведку".
В походах и восхождениях на горы происходит укрепление
собственных верований юношей и девушек для противопоставления их мрачной
действительности больших городов, городским компаниям и дворам. Появляется
определенное сочувствие к простому народу, которое мотивирует их случайное или
неслучайное участие в политических протестах.
Отдельные юноши и девушки, семьям которых удалось защитить их
от влияния дворов и компаний, заменяют опыт реальной жизни особым пристрастием к
чтению и обсуждению доступной для них литературы, психологических и исторических
романов. Романтизм отдельных книжников и книжниц отличает их от сверстников и
придает им ореол "возвышенных" натур, хотя по интеллекту, складу характера и
генетической предрасположенности они не редко оказываются обычными обывателями.
Из них вырастают либо принципиальные борцы за свободу и
ученые, либо жесткие индивидуалисты, которые из своей "деловой" или
"аристократической" среды содействуют и оправдывают любое распределение
материальных благ, созданных напряженным трудом всего народа, в пользу отдельных "деловых" или
"аристократических" личностей. Именно это и является
психологической опорой и моральной базой многих злодеяний против своего народа,
а на современном этапе глобализации, и против других народов.
Девушки в 15 -16 лет, а юноши в 17 - 18 лет, из активных,
"собирающихся в стаи и подающих надежды лебедят", достаточно быстро превращаются
в степенные "бракующие лебеди" с гибкой шеей, шелковыми волосами, гладкой кожей
и блестящими глазами. Это осуществляется биологическая и интеллектуальная
метаморфоза перехода "юноши и девушки, подающих надежды" в фазу "блестящих юноши
и девушки".
Среди учащихся 11-х классов господствует растерянность перед
будущим, происходит резкая дифференциация тех, кто знает, что они будут делать,
например, родители гарантируют, и тех, кому - ничего не светит! Очень полезным в
психологическом и отвлекающем плане является выпускной бал и весь праздник
окончания гимназии.
Его также необходимо организовывать и при окончании средней
специальной школы, если основная часть учащихся не будет поступать в гимназию по
разным причинам.
Выпускной вечер – бал это незабываемое и прекрасное прощание
со своими друзьями и подругами, и главное со школой, в которой юноши и девушки
провели почти всю свою жизнь. Каждый их них может с уверенностью сказать, что
они были в школе с незапамятных времен. Этот момент столь же торжественный, сколь
и печальный.
Переход во взрослую жизнь и подтверждение своего нового
статуса и Рейтинга чести "блестящих юноши и девушки" в окне Супер-эго
надсознания требует и их необычного особого явления перед общиной или "всем
честным народом"! Заказы и шитье платья и костюмов, приобретение брошек, цветов,
лент, колокольчиков превращаются во всеобщую суету и проблему для родителей,
которую можно сравнить лишь с подготовкой к свадьбе.
Но это праздник прощания с ней или с ним, наиболее близкими,
почти что женихами и невестами, и друзьями, с которыми, может быть, не придется
видеться. Это первое серьезное прощание как на войну. Именно таким оно
воспринимается старшими юношами, которым вот-вот
исполняется 18 и они уверены, что их заберут в армию. Жизненный перекресток и
много дорог. Что же будет, куда повернет судьба?
В 17-18 лет наступает четвертый системно-психологический
кризис восприятия своей половой полноценности, но материальной и юридической не
состоятельности – не самостоятельности. Это кризис детской взрослости и
неопределенности на перекрестке жизненных дорог. Что будет? Не известно. Страшно подумать.
И новый виток трансферта из области бессознательного в область сознательного и
наоборот.
|