2.3. Структура нейроэкрана головного мозга для отображения и анализа зрительной и звуковой информации
  Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
2.3. Периодический закон трансформации системно-психологических функций и становление второй фазы развития интеллекта "серьезных отроков и девочек"


           К восьми годам ребенок уже и не помнит, что с ним было в два – три года. Это не удивительно, потому что прошла большая и полная тревог жизнь в фазе интеллекта любознательного ребенка. "Когда я был маленьким…" говорит восьмилетний отрок, вспоминая события в старшей группе детского сада. С того времени действительно произошли существенные перемены в установках и настройках нейросетей головного мозга ребенка. Внешне ребенок повзрослел. Он стал замкнутее и серьезнее.
           Большинство дел, которые он выполнял раньше сознательно, насилуя и контролируя себя, сейчас он выполняет почти автоматически, не задумываясь. Умения, воспринятые в первой фазе интеллекта, трансформировались в навыки, а соответствующие функции сознания оказались переданными подсознанию. В тоже время, воспринятое надсознанием в очередной фазе интеллекта интуитивно и неформально, становиться постепенно явным и объяснимым формально, т.е. становится функцией сознания.
           Это проявляет себя единый периодический закон трансформации (преобразования) системно - психологических установок и генетически программируемых функций, реализуемых и познаваемых человеком в течение его короткой жизни на основе периодической разархивации необходимых способов действия (моделей) и правил сопровождающей их интуитивной логики выбора, с последующей их экспериментальной проверкой (верификацией) и дополнительной коррекцией в процессе жизни, которая изначально программируется как многофазная мотивированная деятельность.
           Формируемые в каждой фазе новые установки (цели и мотивы), способы действия и их логика в процессе познания передаются из нейросетей надсознания в нейросети сознания, и таким образом появляются знания и умения. В процессе практики часть умений и знаний передаются из нейросетей сознания (сопровождающей артикуляции) в нейросети подсознания и, таким образом формируются навыки и конкретная практическая деятельность, а из нейросетей подсознания старые установки и функции погружаются в более глубинные слои нейросетей с длительным временем восстановления. Старые установки и вся деятельность становятся не актуальными и забываются, хотя имеется возможность их извлечь из нейросетей, т.е. кое-что вспомнить.


   Системно-психологический трансферт целей, мотивов и способов действий (функций) между бессознательным (надсознательным) и сознательным, а затем снова бессознательным (подсознательным) развивается по спирали и имеет определенный период витка познания как некоторое математическое ожидание времени становления новой фазы интеллекта нормального образованного и прогрессирующего в своей карьере человека, как это представлено на Рис. 2.1.

Pic 2-1


   Фаза интеллекта определяет конкретные системные цели, мотивы и функции, реализуемые совместно и раздельно сознанием, надсознанием и подсознанием средне статистически нормально развитого человека, мальчика и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины.
   Развитие центральной нервной системы человека определяется погружением старых и разархивацией новых генетических программ с новыми наследуемыми свойствами при соответствующей периодической трансформации системно-психологических установок и способов действия.


   На фоне генетически "предписанной" динамики развития интеллекта человека реализуются процессы обучения, самообучения и социальной адаптации, причем эффективность последних, сильно зависит от усилий в познании этой динамики и развитии наследуемых факторов. На этом основывается вся теория и практика психологии и педагогики.


   В течение периода становления фазы интеллекта виток трансферта системно-психологических функций от бессознательного к сознательному и снова к бессознательному реализуется в три этапа с некоторым нулевым этапом подготовки всего организма и его клеточных структур к новому витку трансферта (жизни) на основе их роста или старения с активизацией и ростом отдельных нейросетей головного мозга (Рис.2.2).
   Нулевой подготовительный этап трансферта [0] заключается в активизации нейросетей головного мозга, и в первую очередь зрительной сферы надсознания, что соответствует в программной генетической модели разархивации и инсталляции новых целей и мотивов поведения. Можно утверждать, что активизация или рост нейросетей головного мозга происходит всю жизнь, в том числе на витках старения и деградации его отдельных структур [Кн.1, Гл.2, Разд.2.3].
   Первый этап трансферта [1] из области надсознательного интуитивно воспринимаемых мотиваций и реализуемых функций в сферу сознательного осмысленного речевого обоснования соответствующих решений определяет некоторые этапы прозрения, приобретения определенных индивидуальных знаний и умений, цели и установки которых предписаны соответствующей фазой интеллекта ребенка, отрока, юноши и т.д.
   Второй этап трансферта [2] сознательно определяемых и реализуемых функций в область подсознательных, быстрых и чувственных реакций определяет этапы приобретения соответствующих навыков и привычек, формирующие индивидуальный характер, способности и мотивы поведения, цели и настройки которых предписаны соответствующей фазой интеллекта.
   Третий этап [3] трансферта – это погружение в более глубокие нейросети и отказ от некоторых "детских" привычек и мотивов поведения, что обуславливает освобождение активных процессорных слоев нейросетей, инициируемое глубокими переживаниями и соответствующими системно-психологическими кризисами, которые предшествуют каждой новой фазе развития интеллекта.
   Погружение-забывание отдельных привычек и мотивов необходимо для восстановления системно - психологического здоровья и равновесия в связи с возрастными метаморфозами в организме и потребностях человека.
   Значительная часть надсознательных мотивов и установок (30% - 70%), минуя сознание, определяют бессознательный выбор приоритетных и ощутимо полезных способов действий на конкретном витке познания, например, переустанавливая настройки в окнах предостережений, игр и забот подсознания, и таким образом изменяя характер поведения человека на том или ином витке трансферта в той или иной ситуации. Может показаться, что чем больше мотивов и установок надсознания будут восприняты сознанием и задекларированы в формальных высказываниях, тем выше уровень интеллекта. Но это лишь потенциальные возможности интеллекта.
   Чаще всего декларациям подлежат лишь некоторые надсознательные мотивации человека, ассоциированные с уже накопленными знаниями в нейростеках его личных пособий по темам, проблемам и ситуациям. Личные пособия и декларации чаще всего отражают артикуляционные навыки, приобретенные в процессе обсуждения книг, критических сообщений об искусстве, науке и спорте, тет-а-тет бесед в коридорах управлений, производств и институтов, а также в процессе других толкований Бытия, будь-то на кухне, на улице, в магазине, на работе или в трамвае.
   Действительное же развитие интеллекта, познание нового, творчество и прозрение обуславливаются надсознательными Волей и возможностями обобщения при "прокручивании" назад и вперед всей спирали жизненного опыта, сохраняемого в нейростеках головного мозга. Суть перехода в состояние Нирваны и очищения от суеты, заключается именно в длительных настройках и инициализации всех систем головного мозга "мыслящего" человека на извлечение из нейростеков и "прокручивание спирали" собственного опыта для самостоятельного выделения из него всего необычного, нового, прекрасного или просто Чудо по соответствующим интуитивным оценкам его надсознания.


   Высокий интеллект не столько зависит от способностей, т.е. от генетически наследуемых версий интуитивной ритмической логики, сколько, и в особой мере, зависит от великой Воли и великого терпения в процессе старательной "прокрутки" жизненного опыта и его сознательного и надсознательного обобщения.


   Надсознательного обобщения могут привести к существенной коррекции интуитивных правил вывода при выборе всех надсознательных мотиваций и реализаций, будь-то логики максимальной выгоды-достатка, кратчайшего пути, личной свободы, ритмических действий в любви и творчестве, учета времени и учета всех неопределенностей окружающего нас стохастического мира. [Кн.1, Гл.1, Разд.1.3, 1.4]
   Для извлечения из нейростеков давно забытого и экстраполяции вперед необходимы тишина и достаточно большое время выполнения многих сотен и даже тысяч попыток "прокрутки спирали" жизненного опыта, например, ученого или композитора, с фиксацией моментов, что выпало из обобщения и где необходимо остановиться, чтобы приступить к тщательному анализу и возможно найти Чудо-решение для реализации предвиденного или для выхода из сложной ситуации.


   Именно страдания заставляют человека выполнять столь огромные объемы мысленной работы по "прокрутке" опыта и его обобщению, неутешительные результаты которого иногда заставляют изменить надсознательные установки, и в частности перейти к более развитым версиям интуитивных правил вывода и выбора способов действия в процессе принятия волевых или неформальных (новых) решений.


   Исключения составляют лишь генетически наследуемые ребенком особо развитые версии интуитивной ритмической логики получения удовольствия при восприятии звуковых музыкальных образов, цветовых зрительных образов или гармонически повторяющихся танцевальных поз и движений.


   Генетические (фазовые) метаморфозы известны и в более простых биологических системах, когда изменяются не только установки и реализуемые функции нервной системой, но и имеют место глубокие преобразования организма уже в период постэмбрионального развития. Это превращение головастика в лягушку, гусеницы в бабочку и др.
   Менее заметная метаморфоза преобразования "любознательного ребенка" в "серьезного отрока" обычно поясняется физическим ростом и созреванием половой сферы. Но даже если по каким либо причинам отрок не будет расти, например, карлик, или задержится его - ее половое развитие, например, при инфантилизме, в нейросетях его головного мозга произойдет разархивация новых целей, мотивов и способов действий-функций, заложенных при генетическом программировании эмбриона. При этом мать или отец, бабушка или дедушка с удивлением будут узнавать себя в "ершистом" и непослушном отроке.
   Системно-психологический трансферт развивается по спирали познания и старения с участием всех трех подсистем головного мозга, что обеспечивает на каждом новом витке становление следующих психо-социальных фаз интеллекта человека, представленных в таблице 2-1.

   Таблица 2.1 Социально- и сексуально- психологические фазы развития интелекта ребенка и мужчины
Возраст человека*
Фаза интеллекта
Проблемы, цели и мотивы поведения
От 2-х до 7-ми лет
Любознательный ребенок
Освоение языка общения и установок семейного мира любви и забот
От 8-ми до 12-ти лет
Серьезный отрок
Освоение регламента выполнения заданий и мира друзей и врагов
От 13-ти до 17-ти лет
Подающие надежды юноша и девушка
Становление личности и освоение своего полового статуса и перспектив
От 18-ти до 22-х лет
Блестящие юноша и девушка
Особое прилежание и труд для привлечения милого друга и организации семьи
От 23-х до 27-ми лет
Специалист
Порождение наследников и доказательство своего профессионализма
От 28-ми до 32-х лет
Мастер
Реализация собственных установок в семейной и трудовой деятельности
От 33-х до 37-ми лет
Признанный мастер
Утверждение себя в профессиональном и общественном положении
От 38-ми до 42-х лет
Виртуоз
Достижение наивысших признанных результатов собственными силами
От 43-х до 47-ми лет
Виртуоз-политик
Утверждение в социальной среде и организация собственного дела
От 48-ми до 52-х лет
Корифей
Достижение наивысших результатов в собственном деле и социальной среде
От 53-х до 57-ми лет
Владыка
Реализация своей власти в деле и социальной среде, сокрушение врагов
От 58-ми до 62-х лет
Покровитель
Утверждение своей школы и поиск продолжателей дела - учеников
От 63-х до 67-ми лет
Наставник
Передача части своих полномочий ученикам и содействие их утверждению
От 68-ми до 72-х лет
Почетный мастер
Реализация своего статуса основателя школы с благодарностями от учеников
От 73-х до 77-ми лет
Забытый мастер
Примирение со статусом мастера – ветерана, отстраненного от дел
О 78-ми до 82-х лет
Давно забытый мастер
Углубление в борьбу с недугами и старостью, потеря связей с учениками
От 83-х до 87-ми лет
Старик
Реализация особых умений и навыков в борьбе со старостью
От 88-ми до 92-х лет
Ветхий старик
Разрушение личности человека, потерявшего своих соратников и друзей
От 93-х до 97-ми лет
Реликт
Восстановление активности лишь как проблески света в памяти о прошлом
От 98-ми до 102-х лет
Тень
Длительные задержки дыхания в сплошной тьме отсутствия надежд

* Пятилетний период трансферта определен как ожидаемое среднее значение времени "забывания" или потери актуальности генетически (биологически) заданных и в основном бессознательно (программно) реализуемых целей и мотивов поведения человека. Каждый период для каждого конкретного человека может оказаться несколько меньшим или большим, но почти на 95 % его длительность не будет выходить за пределы доверительного возрастного интервала с отклонениями плюс-минус 1-3 года.

   Например, переход от фазы интеллекта серьезного отрока или девочки к интеллекту сексуально-озабоченных юноши или девушки, подающих надежды, происходит в возрасте от 10 до 16 лет с математическим ожиданием этого события в 13 лет, а нормальное рождение первенца молодой матерью-специалистом имеет место в интервале от 19 до 30 лет с математическим ожиданием этого события в фазе молодой мамы-воспитательницы от 22-х до 27 лет (Разд. 2.6).
   В зависимости от пола и национальности, для южных и восточных народов более раннего развития и ниже ростом, а для северных и западных народов позднего развития и выше ростом, имеют место различные законы распределения вероятностей времен переходов от одной фазы интеллекта к другой.


   Пятилетней периодизации математического ожидания системно-психологического трансферта остается верен как для мужчин, так и для женщин всех народов.


   Верным и психологически точным являлось планирование советских пятилеток, которое осуществлялось идеологическими органами с учетом потребностей в периодическом пятилетнем воодушевлении и настройке народа на труд и преодоление трудностей. Цели и мотивы старой пятилетки уже стираются в памяти основной массы трудящихся. Поэтому никого и не интересовало: выполнены ли были полностью задачи предыдущей пятилетки. Это становилось не актуальным.
   Правильным также является четырехлетний период переизбрания президентов в демократических и псевдодемократических странах, так как еще не успевают забыться обещания кандидатов в президенты о всеобщем процветании, которые в основном реализуются лишь для небольшой группы лиц, приближенных к власти или оказавших наибольшую помощь президентам на выборах. Народ все-таки имеет возможность сопоставить обещания, данные кандидатами, и реальность, а потом вообще не прийти на выборы. Самое главное, их и не приглашать, а просто сократить требования к признанию выборов состоявшимися: чем меньше придет, например 15 –30 % всех избирателей, тем более высокий результат получит очередной кандидат, и тем дешевле обойдутся выборы.
   Фазовые изменения поведения и интеллекта человека в соответствии с периодическим законом трансформации системно-психологических установок и функций надсознания, подсознания и, как следствие сознания, как мужчины, так и женщины, мы будем рассматривать более подробно в последующих разделах и в следующей книге по системной психологии "Слово о мире".


   Но вернемся к любознательному ребенку, который в шести-семи летнем возрасте замыкается, становиться задумчивым и нервным, не реагирующим на приемы "успокоительной интерпретации" событий.


    Наступает второй детский системно-психологический кризис, связанный с осознанием иллюзорности семейного круга забот о нем самом, приносившим когда-то ему и его родителям ощущение настоящего человеческого счастья.


    И главное, мать уже потеряла тот ореол все любящего Бога, который был незыблемым в три-четыре года. Ребенок уже замечает, что мать интересуется мужчинами или заботится о других младших детях, больше чем о нем.
   Потрясение, связанное с потерей Идеала как системно-психологической опоры и установки в надсознании, заставляет ребенка все чаще задумываться и начать искать нового Бога. Такой Бог чаще всего находится в виде страшной, а значит и сильной игрушки – талисмана. Он ей мысленно поверяет все свои горести и печали, кладет ее под подушку, носит ее в школу. В ряде автобиографических повестей таким талисманом для отрока оказывались курица или щенок.
   Совсем недавно, в пору язычества даже взрослые, с интеллектом подобным отроку, находили деревянные игрушки и просили их о помощи, тем более что проблем в их жизни было предостаточно.
   Забирать или выбрасывать такие игрушки-символы нельзя. Медленно и трудно настраиваемая система Веры – Любви и Надежд пока лишь теплится и потеря надежды вместе с игрушкой вызывает море слез и глубокие переживания ребенка, воспринимаемое его надсознанием и подсознанием как настоящее горе. Так что, семи – восьми летнему отроку есть от чего стать задумчивым и серьезным.
   Радикальным изменением всего уклада жизни отрока, конечно, является поступление на обучение в начальную письменную школу. Значительно повышается ответственность самого серьезного отрока за свои успехи в школе. Если ранее дома ребенок лишь чуть-чуть помогал маме, то сейчас появились домашние задания и необходимо спланировать и в срок выполнить конкретные объемы работ – письменных и устных домашних заданий. Трудно переоценить роль школы в воспитании и становлении человека, в развитии его интеллекта.
   Естественно можно бесконечно совершенствовать и улучшать методическое и содержательное наполнение и организацию учебных занятий, чем собственно и занимается каждое новое руководство народным образованием.
   В образовании, как и в экономике, нельзя революционно рывками менять правила игры. Это приводит к полному развалу педагогической системы и затем очень медленной адаптации преподавателей к новым условиям при потере одного из поколений "задерганных" детей.


Образование и обучение в школе тесно связано с политикой и властью. Поэтому ожидать здесь какого либо учета интересов самих детей с целью всемерного развития их интеллекта не приходится.


   Остается надеяться лишь на самоорганизацию в семье и наставничество со стороны ученых, например, в рамках Академии наук, а также на возможности свободного доступа к виртуальной среде тестирования и дистанционного обучения не только программированию, но и другим дисциплинам.


   Фундаментальной проблемой для отрока является адаптация в новой необычной среде начальной школы. В зависимости от типа интеллекта отрока: экстраверты быстро, а интроверты постепенно привыкают к общей школьной дисциплине, к требованиям и "капризам" учителей, к неуставным отношениям с соучениками, к необходимости защиты своих вещей и интересов.
   Первоклассникам и второклассникам трудно соизмерить природную детскую активность с требуемыми в классе вниманием, прилежанием и дисциплиной. На переменках они вырываются в коридоры и на школьные дворы, радуясь возможностям посоревноваться со сверстниками и показать себя. Еще труднее привыкнуть к строгому регламенту проведения занятий.


Школьные звонки играют важнейшую системно-психологическую роль, которая не уменьшается вплоть до высших учебных заведений и звонков будильника при раннем начале трудового дня.


   Совмещение игровых компонентов и занятий в первом и втором классах может существенно повысить познавательную активность учеников. Занятия математикой в спортивном зале очень понравятся сенсорикам, занятия природоведением в саду понравятся этикам, занятия языком в библиотеке понравятся логикам, занятия рисованием во дворе школы понравятся интуитам.
   Дети начальных классов очень разные. Их по-разному подготовили к школе, у них разные условия для работы дома, им досталось совершенно разное генетическое наследство в способах ориентации и систематизации знаний, анализе ситуации и принятии решений. Несмотря на это, в начальной и общеобразовательной школах они должны обучаться вместе, что бы создать условия для формирования их общественного самосознания (коллективного сознания и надсознания), которые обеспечат им взаимопонимание и сотрудничество в течение всей последующей жизни.


   Человек жив и активен до тех пор, пока вокруг него есть его друзья и сверстники. Сверстники и одноклассники – это социальный срез общества, который имеет к конкретному человеку самое непосредственное отношение. Другим срезам общества он не нужен.


   На учеников в начальных классах очень довлеет школьная иерархия. Шести или семиклассник – это авторитет и "иерарх". Его роль как помощника воспитателя неоценима. Он или она выполняют функции старших братьев или сестер. В наследуемых генетических программах серьезных отроков происходит разархивация следов почтения к воспитателям - старшим братьям и сестрам из многодетных семей или к разновозрастным соученикам церковно-приходских школ. Пионерская и другие детские организации позволяют поддержать многосотлетние традиции детской солидарности.
   Самостоятельная работа отрока над письменными домашними заданиями требует ненавязчивого контроля и внимания со стороны семьи. Это сложная "кабинетная" работа и ее надо выполнять добросовестно и своевременно. Успехи отрока в учебе в значительной мере зависят от того, как мать, бабушка и особенно отец относятся к его работе дома. Если он ощущает внимание и уважение к работе над домашними уроками, обсуждает или просто рассказывает о темах и проблемах при решении задач, то такой ученик будет отличником.


Знания - это убедительная артикуляция, а умение артикулировать рождается только в процессе разговоров и обсуждений, но не споров.


   Пусть даже бабушка не понимает, о чем рассказывает отрок, или она занята другим делом, ее "понимающие кивки" головой или поощрения "молодец" стимулируют надсознание и процессор БАРИЧО серьезного отрока к быстрому перебору вариантов и поиску "чудо" решений. Интуитивный аппарат мышления отрока пока существенно превосходит его логику. Но по мере накопления в нейростеках сознания правильно логически связанных речевых структур (знаний) артикуляция и логика серьезного отрока становится все более убедительной.
   Умение говорить воспринимается окружающими как знания. И даже знаменитые ораторы и артисты многократно вслух повторяют свои речи и роли. Особенно удобно развивать артикуляционную память при заучивании стихотворений. Первоначально целесообразно выучить текст как скороговорку, а затем, уже не задумываясь над текстом, отрепетировать интонационную окраску или чтение с выражением. "Повторение – мать учения" – это основное правило и закон для начальной и общеобразовательной школы.
   Первые личные контакты серьезных мальчика и девочки, которые преодолели предрассудки разделенных младшеклассных общин по признаку пола, вызывают магнетическое влечение, симпатию и первую детскую любовь как притяжение разных полюсов, которым интересно поделиться чем-то интересным и необычным, показать друг другу свои книжки и тетрадки. Это влечение интеллектуальное. Оно стимулирует прилежание и познавательную активность, особенно соперничающих мальчиков или девочек. Поэтому базовая школа обязательно должна быть смешанной, что нельзя сказать о средней специальной школе.
   Книги для серьезного отрока или девочки являются окном в мир фантазии, которое позволяет соизмерить свое видение событий и ситуаций с авторскими, согласиться с ними или нет. Появляются любимые книжки и герои, в которых последние ведут себя так же, как хотелось бы отроку или девушке. В возрасте 10 –11 лет особый интерес вызывают географические открытия, путешествия и приключения. Робинзон Крузо, герои Жуля Верна, Джеймса Купера, Вальтера Скотта, Ивана Гончарова и др. просто необходимы отроку для формирования его гуманистического и оптимистического мировоззрения.
   Большую пользу серьезному отроку оказывают большие географические карты, которые висят в его рабочей комнате. География, карты и путешествия развивают его воображение. Особенно подсистему объемно-перспективного построителя – анализатора процессора ПРОБИЗО надсознания, который потом сыграет важную роль в писательской, режиссерской или конструкторской деятельности.


   В 10 – 11 летнем возрасте у серьезного отрока или девочки появляются большие проблемы и тревоги по поводу быстрого или замедленного проявления вторичных половых признаков. Изменяется в худшую сторону их характер и поведение. Особая стеснительность и переживания отвлекают от учебы, а возбужденные классные общины девочек и мальчиков начинают бурно обсуждать каждая свои секреты.
   Сын уже отходит от матери и становиться ближе к отцу, а дочь отходит от отца и становиться ближе к матери. Такое поведение отрока и, особенно, девочки, обуславливается чувственной и надсознательной потребностью в советах и в практической помощи в связи с заботами и тревогами со стороны "впервые зудящей" половой сферы. Канал 6 сексуально-эротической ориентации и систематизации знаний возбудился, а опыта нет. Нечего систематизировать. В этих условиях неуемное отроческое любопытство инициирует проведение экспериментов для самообучения, что может привести в тупик.
   Тысячелетняя история "секретных" экспериментов отроков и девочек с половыми органами, приводят к мастурбации и чувству собственной неполноценности. Поэтому Великие Пророки прошлого предписали обряд обрезания для мальчиков, последствия мастурбаций которых особенно сказываются на психике и продолжении потомства. Однако сам обряд обрезания также травмирует психику и может иметь негативные последствия для физического и психического здоровья отрока. Как объяснить невинному мальчику, зачем ему делают очень больно и калечат в сильно чувствительном месте? Христианство выбрало меньшее зло и отменило обрезание.
   Во всех случаях "серьезные отрок и девочка", и их родители должны уделять особое внимание чистоте и своевременной смене одежды. Ее размеры не должны быть стесненными, что требует специальных усилий в связи с быстрым ростом и занятостью детей. Исключение перегрева, прохлада и режим сна, не валяться и гулять утром и вечером – все эти мероприятия обеспечивают максимальное отвлечение от экспериментов и сохранение здоровья подрастающих отрока и девочки, которые не должны оставаться сам на сам со своими "секретными" проблемами.
   Для достижения высоких результатов в спорте или просто для укрепления здоровья отроку и девочке просто необходимо выбрать для себя один или несколько видов спорта, которые принесут ему удовлетворение и удовольствие. Именно в таком возрасте привлекаются в спортивные секции будущие чемпионы. И здесь опять появляется проблема регламентации своего времени. Как не странно, чем больше отрок занят, тем более организованным он становиться, тем высшие результаты он может показать. Для здоровья в настоящем и будущем отроку полезно заниматься плаванием, коньками или лыжами, малым или большим теннисом. Особое интеллектуальное развитие обеспечивает игра в шахматы и шашки.
   Всем серьезным отрокам и девочкам присуще стремление к светлому и правильному, каким они восприняли этот мир в семье. Им еще кажется, что все можно устроить по "добрым" книжкам и фильмам. Главной заботой авторов фильмов "добрых" ужасов и убийств является разрушение иллюзии отроков о сочувствии и справедливости. Очень сильный или богатый Герой – одиночка может делать все, что ему вздумается. Страхи и тревоги должны стать привычными, обыденными и естественными.
   Именно страхи, насилие и эротика, которые в первую очередь ориентированны на отроков, позволяют реализовать современные технологии маркетинга и создать кадровый резерв уголовного и преступного мира, так необходимого для утверждения многочисленных структур теневого бизнеса и раздела сфер их влияния.
Никакая полиция или родители не могут защитить отрока или девочку, не обладающих еще волей, от дворовых компаний чуть старших отроков и юношей, уже попавшихся в сферы влияний уголовного мира. Двор и адаптация к дворовым законам, где уголовный мир и его окружение – определяют свои правила игры, являются "системной" средой, в которой не редко проходит детство и отрочество очень многих мальчиков и девочек, как в развитых, так и в недоразвитых странах.


Господство силы и "выгодной для нас справедливости" – вот базовый закон и принцип, прививаемый этой дворовой средой и, как можно показать, вполне логично определяющий политику многих даже развитых "демократических" государств.


   Семья и общественные детские организации призваны оградить отроков и девочек от дворовых кампаний, но лучше научить их не поддаваться на соблазны и уговоры, с достоинством уходить от конфликтов, демонстрируя свое спокойствие и волю. Именно волю, ибо демонстрация силы вызовет ответную реакцию и конфликт с возбужденными кандидатами из дворовых компаний, которые так хотят попасть в организованные банды и утвердить себя "в деле".


   В фазе отрочества закладываются первые кирпичи под фундамент таких составляющих духовной ориентации интеллекта, как послушание, аристократизм, демократизм, альтруизм, патриотизм, национализм или интернационализм. В 11 – 12 лет серьезные отрок и девочка напряженно ищут свой Идеал – героя или политического деятеля, который отвечает определенным первичным установкам в надсознании и может служить явственной заменой идеализированной игрушки-талисмана в подсистеме Верования.
   Это наступил важнейший период бессознательного Богоискательства и становления личностной подсистемы трастовой психологии в окне Супер-эго надсознания отрока. Очень многое зависит от генетически переданной отроку версии интуитивной логики личной свободы и чувственных настроек, сформированных в первой фазе развития интеллекта любознательного ребенка.
   В становлении трастовой психологии человека принимают участие три основных фактора:
  • интуитивная предрасположенность к восприятию удовольствия или не удовольствия (личной свободы) от общения с теми или иными людьми - это детский аристократизм или демократизм;
  • личный опыт страданий и соответствующее чувственное восприятие боли других людей – это детский гуманизм и альтруизм;
  • личное идеализированное восприятие некоторого Героя, вокруг которого формируется ореол Идеала и даже Бога – это детское христианское или другое послушание, патриотизм, национализм или интернационализм.
   Выбор Героя не является случайным, поскольку отрок или девочка ищут в книжках или рассказах взрослых такого персонажа, который отвечает определенным требованиям и критериям, бессознательно выбираемым в соответствии с двумя первыми факторами.
   Именно в этот период становления идеологической и политической ориентации интеллекта отрока и юноши необходимо изучение основ гуманистической философии. Великим гуманистам и демократам довольно трудно стать понятными отрокам и девочкам разрекламированного потребительского общества, где Деньги заменили все Идеалы и стали настоящим Богом, которому молятся и перед которым раболепствуют их отцы и матери. Заметим, что служение деньгам биологического Бога женщины – матери катастрофично влияет на установки трастовой психологии не только девочек и девушек, но и отроков, и юношей.
   Не только серьезным отроку и девочке, но и идеологам христианства, ислама, иудаизма и буддизма, и тем более социализма, должно быть понятно, что идеализация денег и вещей, насилия, эротики и секса – это путь к Содому и Гоморре, с которыми их единый Бог поступил совершенно правильно и справедливо!
   Правительства многих стран пытаются найти какую-то идеологическую опору для воспитания и обучения отроков и юношей, которая бы не расшатывала их экономическую и политическую власть, и самое главное не создавало бы угрозы личному богатству. Наиболее удобными идеологиями в этом плане оказались христианство и специальный эгоистический демократизм на основе Прав "инициативного" человека, который дает существенно большие права "волку" или "льву", чем "овце" или "волу". В ряде недоразвитых стран "эгоистический демократизм" превратился в "бандитарный демократизм", что является естественной трансформацией системы в условиях подавляющей бедности и нищеты.


   Наша цивилизация и педагогическая наука европейских стран придерживается установок гуманизма, демократического и социально-ориентированного воспитания. Это выше правительственных или региональных интересов.
   В современных условиях появились новые причины пересмотра педагогической системы идеологического воспитания в общеобразовательной школе в связи с всеобщей компьютеризацией и информатизацией. Особый интерес отроков и девочек к информатике и компьютерам приведет к виртуализации личности и идеализации всемирной паутины Интернет. Развенчивая идеи глобализации и монополизации, выгодные крупному капиталу и крупным валютным спекулянтам, необходимо отметить новую форму демократизма и свобод в Интернет: свобода слова, свобода творчества, свобода выбора, свобода общения и знакомств.
   Территориально свободы были всегда ограничены, а сейчас они стали безмерными. Отсюда, следует вывод: необходимо ожидать появление новой истинной Веры! "Только свобода порождает истинную Веру", как было отмечено в первой книге "Архитектоника мышления…". А истинная Вера – это добровольное ограничение свобод.
   В программных компьютерных системах, как и в самом человеке-программисте, заложены основы Добра и Зла. Навязчивая реклама, пропаганда эротики и секса проникли и в Интернет. В интересах всего человечества необходимо организовать моральный и нормативный мониторинг безопасности Администратора всемирной паутины, на основе использования средств глобального контроля и управления общением и поведением пользователей Интернет с учетом моральных и юридических норм существующих вероучений и международного законодательства. Администратор все видит и все знает, поэтому не греши пользователь и покайся вовремя!
   Постулат о демократии на основе истинной Веры и добровольного ограничения свобод теоретически и практически воспринимается отроками и девочками при их активном участии в школьном самоуправлении и самодеятельности.
   Пример участия отроков и девочек в работе пионерской организации Советского Союза демонстрирует весь спектр морально - этического и организационно-педагогического воздействия именно этого постулата на умения и навыки, прививаемые инициативному и дисциплинированному работнику, так необходимому не только в советском государственном управлении, но и в управлениях социалистическими предприятиями и производственными объединениями.
   Участие в выборным пионерском активе от звеньевого до председателя Совета дружины, чувственное восприятие ответственности за выполнение поручений, и тот авторитет, который приобретался отроком или девочкой в связи с работой в пионерской организации, нельзя переоценить.
   Бескорыстное оказание помощи отстающим, наставничество над учениками младших классов, оказание помощи инвалидам и участникам войны, поиск могил погибших воинов - все эти и другие пионерские поручения соответствуют христианским добродетелям и предписаны волонтерам.
   Конечно, не все отроки выполняют свои поручения добросовестно. У многих нет ни опыта, ни желания что-либо делать, так как дома за них все делают бабушки или родители. Но так было и будет всегда: в учебных заведениях много формального, не дающего сразу и во всем окончательные и стойкие результаты.
   Однако в надсознании нерадивых отроков и девочек остаются зрительные примеры поведения своих более дисциплинированных товарищей. Эти примеры рано или поздно овладевают сознанием нерадивых и они стараются что-либо выполнить, не имея никаких для этого умений и навыков. Тут особенно важны терпение и советы более старших товарищей, которыми и были пионервожатые.
   Уже в этом возрасте уклоняются или формально относятся к общественной и пионерской работе так называемые "деляги" и "аристократки", чрезмерно активные отроки или чопорные и гордые своим положением или происхождением девочки, и реже отроки с девичьими повадками.


В их надсознании уже разархивированы и унаследованы от купцов или бояр первичные установки своего "мнимого" превосходства над другими и неудовольствия при общении с обычными смертными или бедными учениками.


    Весь уклад жизни в таких "деловых" или "аристократических" семьях определяется высокомерным и презрительным отношением к плохо одетому, скромному и простому человеку. Именно они в последствии очернили и принизили роль пионерской и комсомольской организаций в развитии интеллекта советских отроков и девочек, юношей и девушек.


   Интересы серьезных отрока и девочки разнообразны. Они пытливо пробуют себя в различных видах прикладной кружковой и художественной самодеятельности. В 10 – 12 лет они еще не прочувствовали и не знают, чем же они будут заниматься, когда вырастут. Участие в хоре рассматривается как развлечение – это не серьезно. Танцы и литературное чтение – это для девочек. Рисование можно попробовать и что-то получается, но требует большой усидчивости, терпения и времени. А время всегда дефицит.
   Что же интереснее, ближе и доступнее? Конструирование и моделирование сменяется фотолюбительством. Определенные успехи в сюжетных съемках, сменяются изготовлением оптических приборов и телескопов. Астрономический кружок надоедает и сменяется кружком информатики и компьютерными играми. Последние никогда не надоедают, но парализуют всю "творческую" самодеятельность отрока. В зависимости от атомов-типов интеллекта, генетически переданных отрокам и девочкам, их интересы и хобби существенно различаются.
   "Кем же быть?" - так и остается не определенным в базовой общеобразовательной школе. Однако 12 – 13 летние отрок и девочка уже сориентировались в общем характере деятельности, в которой у них что-то получается и даже есть определенные успехи.
   Серьезные отрок и девочка переживают наиболее заметные метаморфозы своего организма и психики. Быстрый и непропорциональный рост, прыщавость и потливость как слабости и недоразвитие вегетативной нервной и сосудистой систем, стыдливость и частая искривленность позвоночника – все это оставляет впечатление об отроке как "гадком утенке" который вот-вот станет лебедем! Внешние и внутренние метаморфозы ребенок – отрок – юноша сопровождаются системно-психологическим трансфертом целей и мотивов поведения в нейросетях головного мозга.


У девочек раньше, а у отроков позже наступает третий детский системно-психологический кризис сознательного восприятия своего пола и одиночества, а также ограниченности и не востребованности своих умений или стремлений к игровой или простой бытовой деятельности: например, в конструировании, авиамоделизме, фото и кино любительстве, спорте или самодеятельности. Это кризис иллюзорности детского игрового и школьного мира.


   Старшие девочки уже почти женщины - девушки, а старшие мальчики уже почти мужчины – юноши! Уже появляется сознательное меркантильное отношение к семье и родственникам: что от них можно получить? Уже более вдумчивое и серьезное отношение к олимпиадам и состязаниям: "Кто сильнее, кто умнее и кто красивее?" - не по-детски, а с тревогой и пристальным вниманием: "Почему и чем они лучше?". Начинает работать подсистема надсознательного и сознательного самоанализа и формируются первые оценки Рейтинга чести, которые инициируют первые проблески Воли к победе.
   Наступает третий виток системно-психологического трансферта и становления фазы интеллекта юноши и девушки, подающих надежды для себя и своих родителей.


В.П.Широчин