2.2. Рационализм микровибрационной операционной среды организации и развития интеллекта
  Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
2.2. Становление первой фазы интеллекта человека — "любознательный ребенок"


   В год - полтора самостоятельный ребенок быстро осваивает внешний мир и начинает сам выбирать для себя пищу и игрушки. Кормления его часто превращаются в "борьбу за выживание", а игры в "анатомический театр" препарированных игрушек. Это может длиться очень долго, если ребенок не почувствует своей ответственности за то, что он делает, или за то, что происходит рядом с ним.
   Это момент, с которого начинают формироваться первичные морально-этические установки в окне супер-эго надсознания. В полтора – два года ребенок уже знает: "Что можно и что нельзя", но пока лишь в том, что относиться к своему поведению и отношениям в семье. Слово "нельзя" является четкой и не двусмысленной командой на прекращение любого действия.
   Одновременно ребенок начинает решать проблему "преступления и наказания". За что? Это не я! И т.д. В хороших семьях создаются условия, в которых дети уверены в обязательности и справедливости решения проблемы "послушания и поощрения". Во всех случаях ребенком отмечаются знакомые и незнакомые, которые содействуют решению детской проблемы "приза-подарка": А мне? А где подарки?
   Конечно, развитие интеллекта ребенка на ранних стадиях очень зависит от генетически переданных способностей и окружающей среды. Некоторые дети в полтора года не только говорят, но и могут читать отдельные слова. А другие дети не говорят до пяти – шести лет.
        Отмечаемые в данной работе возрастные стадии в развитии интеллекта ребенка ориентированны на среднюю интеллигентную семью, всемерно содействующую воспитанию послушного и инициативного (культурного) ребенка.


        Слово "нельзя" используется лишь в крайних случаях, содействуя настройкам специального окна предостережений процессора ЭМОНАС подсознания. И таким словом может пользоваться лишь тот, доверие к которому абсолютно, и в любви которого ребенок не сомневается. Тогда он старается выполнить команду "нельзя" в послушании и любви, что соответствует установкам Веры и интеллект ребенка развивается в "духовно-ориентированном"направлении.


   Если же слово "нельзя" часто сопровождается телесными наказаниями от лиц не редко отражающих неприязнь или даже ненависть к ребенку, то в окне предупреждений подсознания ребенка формируются устойчивые белые и черные страхи. В крайних случаях, черные страхи ломают природные установки доверия к некоторому внешнему любящему Богу (матери), и при наличии сильной воли сопротивления интеллект ребенка развивается в "демонически - ориентированном" направлении.
   В случае слабой воли частые телесные наказания ломают всю структуру мотиваций "веры – любви – надежды" (См. Кн.1, Гл.3.) в поведении ребенка и развитие интеллекта такого ребенка надолго затормаживается. Несчастный безынициативный ребенок не может отличить "добро и зло". Он ничего не хочет, так как ему не на что надеяться!
   К концу второго года жизни ребенка в его сознании, надсознании и подсознании развивается первый детский системно-психологический кризис, связанный со страданиями перехода от положения всеми лелеемого ребенка к положению уже само обслуживающего себя ребенка, у которого много забот и он должен выполнять много "надо, надо и надо". Встать и одеться надо, помыться надо, покушать надо, сложить игрушки надо и т.д.
   При выходе из первого детского кризиса и осмысления своего положения и самого себя формируется первая фаза интеллекта человека с определенными морально-этическими установками и интуитивными оценками в надсознании, с определенным запасом артикуляционных речевых структур сознательного обоснования собственных решений и первичными настройками окон предупреждений, игр и забот в подсознании. Уже работают четыре из шести каналов ориентации и систематизации знаний, а также принимаются четыре из шести типов решений: неформальные, этические, эмоциональные и ощутимо-полезные решения.


        В два года первая фаза развития интеллекта человека завершена – это "любознательный ребенок", который беспрерывно задает окружающим бесконечные вопросы: "Зачем? и Почему?", настраивая ассоциации и гиперсвязи процессоров сознания, надсознания и подсознания. Такая гигантская работа по формированию первичной речевой базы детских знаний в виде соответствующих личных пособий по темам, проблемам и ситуациям в нейростеках сознания продолжается достаточно долго.


        К пяти – семи годам "Почемучка" превращается в "Знайку", иногда владеющему почти 80% формальных знаний взрослого человека с начальным образованием.
Особо активными в нейросетях головного мозга любознательного ребенка оказываются окно игр подсознания и сопроцессор фантазий (вариатор-компановщик способов действий – ВАРК) надсознания, которые длительное время остаются доступными сознанию, так как именно они выполняют основные функции системы автоматизации проведения экспериментов (действий) для освоения и адаптации в окружающей среде.
   Особенностью восприятия информации любознательным ребенком является слабое развитие долговременной памяти, поскольку возникающие ассоциации пока не являются глубокими. Возбуждения, связанные с распознаванием, распространяются в соответствующих нейросетях аудио или видео окон достаточно быстро, и не образуют устойчивых многосвязных ассоциаций.


        Все в окружающем мире новое и интересное. Приходится выбирать для наблюдений лишь что-то близкое, маленькое и доступное. При этом внимание ребенка рассеяно, а запоминание кратковременно.
   Мозг любознательного ребенка воспринимает свой особый самостоятельный мир маленьких людей со своими интересами, проблемами, оценками ситуаций, ценностями и горестями. В этом мире есть дом и дворик, детский садик, своя иерархия сильных и бойких сотоварищей, друзей и врагов. Детские страхи и переживания разлуки с домом, томительное ожидание мамы, которая забрала бы его из этого мира борьбы и конкуренции в мир любви и обожания.
   На всю жизнь ребенка в надсознании остаются образы уклада жизни в семье, как некоторые первичные установки для подсистемы гармонизатора обстановки, оценивающего действия сопроцессора фантазий ВАРК в виде критериев: стоит ли прилагать большие усилия для наведения порядка и гармонизации обстановки в среде обитания.
   В последующем эти установки передаются в подсознание как чувственные восприятия достаточной чистоты и порядка процессора быстрой обработки осязательных, вкусовых, обонятельных и других ощущений тела (БООВОТ) человека.


        Грязь и беспорядок у некоторых взрослых людей вызывают аллергию и неприятные чувства омерзения и тревоги, призывающие к действию. Другие же на них никак не реагируют и даже могут длительное время жить в бедламе без отрицательных эмоций. Такое поведение определяется эффектом зрительной и чувственной (надсознательной и подсознательной) нетерпимости или наоборот инфантильности по отношению к беспорядку и грязи, системно-психологические основы которого закладываются в раннем детском возрасте.


        Именно этим отличается жизнь и бытсредних одинаково обеспеченных и развитых людей в России, Украине, Польше, Германии и других странах Европы. Чем восточнее, тем меньше усилий прилагаются для наведения чистоты и порядка на личных подворьях. В качестве оправдания это можно объяснить также разным процентом наследования свойств генов от монголов – скотоводов, которые всегда кочевали и не нуждались в устроенном быте и порядке.
   Если любознательный ребенок привыкнет к порядку, он всю жизнь будет стремиться к нему. Если же его окружает беспорядок и вечные ссоры, то наведение порядка и гармонизация отношений в семье его не будет интересовать. В редких случаях некоторые установки, переданные по наследству, могут восстановиться в других фазах развития интеллекта.
   Важной особенностью интеллекта любознательного ребенка является то, что игры воспринимаются в едином окне забот как важное дело, причем успехи или поражения в играх воспринимаются фильтром - актуализатором надсознания как проблемы, требующие настоятельного и оперативного решения.


   Иногда ограниченность фантазии и вариантов действий, которые может себе представить ребенок, приводит к восприятию настоящего детского горя, которое переживается достаточно тяжело, особенно, если ребенок посчитает, что он никому не нужен и его никто не любит. Если мать и отец его не любят, то ребенку не на что надеяться и горе это безмерно.
   Известный детский оптимизм базируется в первую очередь, на слабой развитости долговременной памяти и высокой энергетике и активности его поведения. Однако, переживания ребенка могут быть очень серьезными и мучительными, что опасно для его психического здоровья, ибо подсистема его воли пока еще не сформировалась. Нет строгих морально-этических установок и достойных надежд, которые порождают волю в существенно более старшем возрасте, например, "юноши или девушки, подающих надежды".


   Важным системно-психологическим приемом выхода из кольца детского горя является так называемая "успокоительная интерпретация" конкретных событий и ситуаций.


   "Все тебя очень любят" или "все, что ни делается: все к лучшему" - один из вариантов "успокоительной интерпретации" даже для взрослых. "До свадьбы заживет" - часто слышат дети и смутно представляют, что свадьба - это где-то очень далеко и тогда естественно все будет прекрасно. Такой или другой вариант трактовки "горя" должен быть, как можно раньше, подброшен для надсознательного анализа и оценки ситуации в связи с переживаниями.
   Любознательный ребенок интересуется всем, что его окружает, и педагогически не верно ограничивать его в этом. Целесообразно лишь помочь ребенку в выделении и запоминании опасных ситуаций, в которых он вместе со словом "нельзя" все же должен прочувствовать (осязать) опасность ситуации в настройках окна предостережений процессора ЭМОНАС подсознания. Телесные наказания выполняют ту же функцию, но это может сказаться и на установках в надсознании, что опасно для психологического здоровья. Культурного (послушного и волнующегося) ребенка вообще нельзя наказывать.
   Пусть под наблюдением взрослого любознательный ребенок ошибется, набьет шишку или получит царапину, но они ему потом долго будут служить физической памятью правильных настроек окна предостережений и восприятия опасности. В играх проявляются различные стороны интеллекта любознательного ребенка. В отличие от работы взрослых детская игра всегда является любимой работой. Вокруг игры как работы группируется весь мир и все интересы любознательного ребенка.
Первая фаза развития интеллекта ребенка является экстремальной по многим показателям. Она самая:
  • долгая, по ожиданию большего и лучшего.
  • интенсивная, по восприятию нового.
  • трудная, по возможностям выживания и противостояния многочисленным детским болезням.
   Любознательного ребенка преследуют частые болезни и люди в белых халатах. Он надолго запоминает горькие лекарства и детские страдания, высокую температуру и спасительные руки мамы. Его отличает особая мобилизация и запоминание в связи с переживаниями и страхами родителей и старших вообще. Не реальное восприятие смерти и тяжелых болезней взрослых. Смерть – это где-то далеко и не может быть. Это срабатывает комплекс мотивов детского оптимизма.
   Надсознание ребенка еще не ставит фундаментальных вопросов: "Что делать?" и "Кто виноват?". Любознательный ребенок не видит и не ищет виновных и стойко верит в то, что кто-нибудь и когда-нибудь его обязательно спасет. Еще долгое время тревоги преодолеваются только за счет веры, так вся нейроструктура эмоционального подъема резервных сил в цепочке: вера – любовь – надежды еще не разархивирована.


На маленького в большом мире довлеет комплекс неполноценности. Ребенок ощущает по своим результатам и постоянно слышит, что он всегда сам виноват во всем.


   Любознательный ребенок воспринимает как бы со стороны: голод, холод и неустроенность, которые в наименьшей мере касаются самого ребенка, но отражаются в глазах горячо любимой и страдающей матери. Эти глаза матери запоминаются на всю жизнь как предостережение и установка – модель поведения по отношению к своим детям в будущем.


   Особая фантазия и феерические представления возникают у ребенка в связи с многочисленными рассказами взрослых о прошедших событиях и временах до их рождения. Сопроцессор объемно-пространственных построений и анализа (ОППА) надсознания ребенка строит самые сказочные картины "хорошей жизни родителей или бабушек, когда они были молодыми". Примерно такие же картины возникают и у взрослых, когда они слушают рассказы бывалых людей "о хорошей жизни в других странах".
   Детский мир маленьких людей, которые не очень представляют, что они, когда-либо, станут большими. Это смутно как фантазия. Попытки оптимизировать детские установки процессоров семантического анализа и формального обоснования решений (СЕМАФОР) проявляются в ответах на наивные вопросы взрослых: Ну, а кем же вы будете, когда вырастете?
  • Я хочу быть директором или президентом.
  • А я вообще хочу быть самой главной: мамой или воспитательницей.
   Все что маленькое – это относится к ним: котенок, птичка, щенок, маленькая игрушка, машинка, кукла. Елка и игрушечный мир елки, домики, свечечки, лампочки, бусы и маленькие люди: снегурочка, гномики, клоуны. Конфеты, шоколад и все сладкое. Подарки под елкой и дед Мороз. Санта Клаус, бенгальские огни и хлопушки. Все это – визуальные фрагменты, позволяющие разнообразить работу сопроцессора ОППА надсознания, и приблизить детский мир к сказке, что абсолютно необходимо для восприятия счастья любознательным ребенком.
   Особый интерес к различным и необычным бытовым приборам и приспособлениям: щипцы для сахара, щипцы для орехов, ручная кофемолка, ножницы, клещи для гвоздей и др. старые приборы: ложки, вилки и т.д. Это интересно, потому что мама ими почти не пользуется, а они видимо полезные и могут даже мне пригодиться! Появляется игрушка-вещь очень нужная в жизни-сказке любознательного ребенка.
   Среди игрушек особое место занимает кукла. Это она сама - ребенок, это - мама, это ее - его ребенок. Мамы обладают непререкаемым авторитетом и поэтому все девочки очень важные мамы, а их детки-куклы должны быть важными и красивыми.
   Как не странно, при разархивации генетических программ даже первая фаза развития интеллекта отличается подчеркнуто острым восприятием пола. Все это имеет место, даже если на вопросах пола интеллигентные взрослые не акцентируют внимание культурного ребенка.
   Очевидно, что половые признаки и соответствующее поведение определяются глубинными настройками нейросетей подсознания, а их структуризация-разархивация осуществляется в ранние месяцы развития плода. Особое развитие первичных половых признаков младенцев обусловлено той важной ролью, которые они играют в уникальной реликтовой информационной технологии передачи генетической информации. Чем раньше она будет передана, тем выше вероятность выживания вида.
   Базовые приемы заигрывания, привлечения и отталкивания у девочки проявляются раньше, чем она начинает говорить. Даже культурные мальчики начинают серьезно конфликтовать в присутствии девушки или женщины. Самое большое оскорбление, если мальчика назвать девочкой и наоборот. Мальчики играют только с мальчиками, а девочки с девочками. Они все девочки - воображалы и чистюли, а мальчики - противные и забияки.
   Кукла чрезвычайно ценная игрушка. Она позволяет девочке выразить и реализовать свое видение забот о самой себе, часто как копирование мамы или показать то, что не получено ею. Мальчики нуждаются в том же, но использовать куклу им не позволяет детское общественное мнение. Они чаще используют котенка или щенка в той же роли объекта забот и самовыражения. И чем меньше получает ребенок от других, тем больше ему необходим такой подопечный щенок или котенок.


Роль забот о домашних животных в воспитании духовно-ориентированного ребенка трудно переоценить!


   Если кошка привыкает к дому, собака к человеку, то ребенок привыкает к семье. Семья - это мама, папа, бабушка и сестрички, котики и игрушки. Где они, там и дом. В каждом новом месте для ребенка необходима быстрая и четкая ориентация: где конкретно его место, особенно кровать, стул, стол и его вещи: тапочки, игрушки, книжки. Ему очень интересно под столом, под кроватью, в шкафу, в большой коробке и вообще в маленьком "доме". Там где он находится сам, где все маленькие и нет взрослых.


   Большой толчок общему развитию любознательного ребенка дают игры старших детей – наставников, которые ближе и лучше его понимают, но часто обижают. Участие в играх старших является наградой и признанием определенных заслуг или возможностей ребенка, например, его умения читать, считать, наличия какой либо интересной вещи, стремления поделиться чем-то личным со старшими детьми. Это одновременно позволяет надеяться на их защиту или по крайней мере, на позитивный нейтралитет.
   Определенную детскую дипломатию ведет любознательный ребенок в отношениях со взрослыми. Его настораживает стойкое невнимание и неприятие со стороны некоторых "сердитых взрослых" и сюсюкание со стороны "кривляющихся взрослых", которые думают, что ребенок ничего не понимает. Особая тяга проявляется к "добрым взрослым", которые понимают и поддерживают игру, а, значит, и воспринимают детские ценности.
   В три года любознательный ребенок уже все освоил во внутрисемейном кругу и остро нуждается в общении со своими сверстниками. Он настоятельно ищет того, кого он мог бы назвать другом или подругой. На прогулках или во дворе он уже не хочет быть около мамы, он убегает туда, где играют такие, как он.
   Пока на уровне надсознания срабатывают механизмы поиска основных партнеров по микромиру биологических систем. Это : друг, враг и добыча. Для того, что бы не стать сразу же добычей для врагов, ребенку срочно необходимо найти друга, а в перспективе и милого друга для программирования новой жизни.


        Это время, когда ребенку уже просто необходимо ходить в социальную игровую школу (детский сад) или другое детское учреждение. В три – пять лет любознательный ребенок обязан отличать своих друзей и врагов.


        В зависимости от темперамента и природной активности интеллекта интроверта или экстраверта ребенок быстро или очень трудно осваивается в новом детском сообществе, остро конфликтуя с теми, кто его не воспринимает, и налаживая контакты с такими же как он, кто ищет себе друга. В детской среде особенно четко срабатывают правила организации согласованных по типу интеллекта "высокопродуктивных" или "дружественных" пар и коллективов (См. Кн.1, Гл.3.).
   Поскольку ребенок обладает еще не развитым интеллектом, он сразу ищет себе партнера по схеме дружественных пар: экстраверт – экстраверта по активному верховенству в детском коллективе, интроверт – интроверта по уединенному обмену впечатлениями и сопротивлению агрессии, этик – этика по обмену культурным достоянием, сенсорик – сенсорика по успешному взаимодействию в детских играх. И только позже к четырем – пяти годам образуются устойчивые "высокопродуктивные" пары и тройки взаимо подчиненных экстравертов - интровертов.


        Много слез и детских трагедий разыгрывается на этом театре "боевых действий" и "конкурентного" поиска партнеров по детским играм. Важно, что бы в социальной школе - детском саду ребенок научился не пасовать перед трудностями, сумел найти себе первых друзей и поддерживать с ними хорошие отношения.


   В три – пять лет у любознательного ребенка начинает развиваться интуитивная неформальная логика мышления и поведения. Появившиеся интуитивно ассоциации в анализе ситуаций он пытается выразить теми понятиями и словами, которыми он владеет. Иногда он видит и говорит то, что не замечают взрослые, которые удивляются хитросплетению анализируемых ребенком фактов. И здесь появляется вездесущий Вовочка и другие персонажи, неформально мыслящих любознательных детей, ставшие героями многих книг и анекдотов.
   Появляется также и характер, причем некоторые генетически переданные черты характера от отца или матери обостряются в связи со складывающейся в семье обстановкой. Большой проблемой развития интеллекта любознательного ребенка является попытки матери или бабушек "переделать" черты характера, унаследованные от "не очень хорошего" отца или свекрови. Это может относиться как к мальчику, так и девочке. Часто насилие и другие не педагогические приемы загоняют проблему внутрь.
   После напряженного сопротивления ребенок впервые "одевает" на себя личину-оболочку для адаптации в конкретном социуме. Такие так называемые привитые культурные оболочки потом ему придется формировать не раз в процессе насильственного воспитания или обучения.


        Закономерность заключается в том, что с изменением условий внешней среды эти "привитые культурные" оболочки быстро слетают или даже сознательно сбрасываются в той или иной ситуации как не нужные, если такие мотивации не были переданы ребенку в процессе наследования генетических программ.


   Более глубокие следы в нейростеках надсознания оставляет воспитание ребенка на основе примера, когда слова родителя не расходятся с делом. Нормальное воспитание ребенка базируется на использовании его природных способностей к интуитивным зрительным сопоставлениям и умозаключениям в условиях доброжелательности и любви. Эти условия являются необходимыми для нормального эволюционного развития всей системы визуально-чувственных установок и интуитивных оценочных механизмов процессора БАРИЧО надсознания ребенка, но не достаточными для радикального изменения версий интуитивной логики.
   К семи годам эти установки и оценки трансформируются в настройки процессоров ЭМОНАС и БООВОТ подсознания любознательного ребенка, и именно они будут определять соответствующие мотивы его поведения. Нормально воспитанный ребенок, а затем и взрослый, будет делать то, что делали его родители или один из родителей, которому ребенок верил и любил. В Японии детей вообще не наказывают до пяти лет для того, что бы создать наиболее благоприятные условия для восприятия положительных примеров поведения взрослых.
   Главные факторы воспитания это нормальный трудовой быт семьи, когда все дети активно участвуют в посильном выполнении всех работ по дому, на кухне, во дворе и в саду. Это требует большого терпения и любви со стороны родителей или воспитателей.


        Нет лучших воспитателей для любознательного ребенка, чем родные мать и отец. Они наиболее важны и близки для взаимной чувственной оценки радости собственных успехов ребенка в состоянии настоящего человеческого счастья, которое уже недоступно в общении с другими, даже самыми квалифицированными воспитателями. Недаром в Японии мать, родившая первого ребенка уже не работает, и занимается только воспитанием детей, а отец получает надбавку к зарплате.


   Любознательный ребенок и его постоянные фантазии, игривость и потребность в ласке создают особою атмосферу искренности и любви в заботах и трудах родителей, что в последующем воспринимается как ощущение и радость Настоящего человеческого счастья!


   К пяти годам почти все любознательные дети проявляют особые способности в освоении языка, на котором говорят в семье. Любознательный ребенок творец и созидатель новых слов. Он сознательно и изобретательно варьирует приставками и окончаниями. В этом процессе задействовано сознание и надсознание, т.е. вся фантазия любознательного ребенка. И только потом в старшем возрасте восприятие слов станет ограниченной функцией и уделом погруженного в подсознание процессора БАРДЗО.


        Несомненно, для большинства нормальных любознательных детей в пяти - шести летнем возрасте необходимо специальное обучение дополнительному языку в разговорной подготовительной школе. Таким обязательным дополнительным разговорным языком является английский язык для всех стран и народов, так как он является базовым языком всемирных информационных компьютерных сетей и систем.


   Разговорные подготовительные двухгодичные или более годичные школы как специальные детские учреждения для обучения дополнительному разговорному языку – это серьезные заведения с полным переходом на новый язык общения. В таких школах дети попадают в другую языковую среду и периодически общаются с носителями родного английского языка. Для закрепления успехов в изучении языка целесообразно хотя бы на несколько недель отвести детей в англоязычную страну для надсознательного восприятия серьезности новой, не игровой языковой обстановки, где все "маленькие, а уже англичане". Эффективность обучения существенно возрастет, если родители дома также перейдут на английский язык, пусть даже не очень правильный, но подчеркивающий важность его изучения. Ребенок с удовольствием будет выполнять роль учителя языку своих родителей.
   Заботливые родители, бабушки и дедушки также всемерно содействуют тому, что бы их ребенок сразу освоил многие искусства и виды спорта. Действительно, для определения ранних способностей ребенка ему необходимо испытать себя. Эти "тестовые" испытания позволят предсказать первичные способности, способы принятия и возможности реализации ребенком тех или иных решений, а точнее тип еще не развитого интеллекта ребенка. Сенсорики сразу проявляют свои способности в спорте или танцах, а этики в музыкальном или театральном творчестве. Сложнее обстоит дело с интуитами и логиками. Интуиты могут проявить себя в рисовании или конструировании, а логики в шахматах или математике.
   Однако надежды родителей и воспитателей на то, что успешно проявивший себя любознательный ребенок уже почти звезда, чаще всего иллюзорны. Дело в том, что все умения и тем более навыки любознательного ребенка в нейростеках сознания и подсознания в последующем трансформируются и погружаются во все более глубокие слои мозга. В последующих фазах развития интеллекта отрокам или юношам - девушкам придется все переучивать сначала, если конечно такая подготовка не производится непрерывно.
К семи годам любознательный ребенок взрослеет и приближается ко второму детскому системно-психологическому кризису восприятия ограниченности общения только во внутрисемейном кругу родственников и знакомых.
   Первая фаза от 2-х до 7-ми лет - это самая критичная фаза развития интеллекта ребенка. Некоторые дети становятся вундеркиндами, а другие к пяти - шести годам только начинают свободно говорить. Не редко любознательные и талантливые дети так и не доживают до взрослого состояния. Из-за травм или болезней многие из них просто умирают.
Именно в этом возрасте закладываются предпосылки понимания боли других людей и сострадания ко всем маленьким и беззащитным, из которых в юности могут сформироваться высокие чувства альтруизма и веры в христианскую или другую добродетель.


В.П.Широчин