1.4. Испытания, страдания и творчество в эмоционально-ориентированном микромире интеллекта
  Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
1.4. Бессознательная мотивация в целевых установках я выборе достойных надежд мужчиной и женщиной


   В общественном мнении большинства людей, особенно не творческих профессий, преобладает постулат о бесцельности, а значит и безнадежности, существования человека: какие бы деяния ни совершил, чем бы ни отличился, все равно умрешь, и далее: зачем суетиться или особо стараться, если результат всегда один и тот же!? Этот постулат оправдывает бездуховность или бездеятельность выбранного образа жизни, или в предельном случае, констатирует безысходность условий жизни определенного круга людей.
Искренние и добросовестные люди по определению честно руководствуются бессознательными мотивациями и поэтому реально следуют высшим истинным целям бытия, за кратчайший срок своей жизни лишь приблизившись к познанию великой Истины.
   И только в редких случаях прозрения и осознания своей роли появляются подвижники, которые путем проб и ошибок в страданиях могут сформулировать и сознательно передать другим какие-либо составляющие той великой Истины, которая и является бессознательно ощущаемой целью жизни каждого человека.

"Он Истину познал и тайну страха,
Что смерть в любви – награда, а не плаха!
И лишь в страданьях отличишь добро
От блеска зла, что влито в серебро!"
[ZodiaC+. "Баллада о Луне", Стих 7]

   Конечно, от сложных адаптивных и интеллектуальных самообучающихся систем, к которым относится и человек, нельзя ожидать однозначной реализации установленных истинных Целей!
   Существуют большие группы людей, среди которых преобладают мужчины, но в последние несколько сот лет все больший процент составляют и женщины, которые руководствуются исключительно своей эгоистической гордыней. Они нарушают смутно осознаваемые цели и законы бытия, отказываются от поиска Истины и продолжения своего рода. В последствии не выполнение основных биологически запрограммированных функций для мужчины или женщины обуславливают постоянную неудовлетворенность или даже психические расстройства, как результат внутреннего ощущения не реализации Себя. Их собственная подсистема Супер-эго по ночам сотни и тысячи раз спросит: "Почему же ты такой неудачник (такая несчастная)?"
   Любой нормальный человек надсознательно представляет, что для воспроизведения самих себя необходимо иметь детей, которых должно быть как минимум двое: мальчик и девочка! И в этом случае проявляется ощущение некоторой гармонии личной жизни, которая и является, как мы покажем позже, базовой составляющей семейного и личного Счастья, как для женщины, так и для мужчины!
   Чем сложнее и опаснее окружающий мир, тем настоятельнее в ощущении счастья проявляется необходимость расширенного воспроизводства наследуемой генетической информации. В противном случае вряд ли удастся выполнить главную третью задачу жизненного цикла соответствующих представителей живого мира.
Великие Пророки были всегда обеспокоены большой детской смертностью и потерями молодых мужчин и женщин в бессмысленных конфликтах, природных катаклизмах и войнах. Тонкий и очень хрупкий канал передачи наследуемой информации в любой момент может прерваться.
   А это значит, что редчайший многовековой прогресс в эволюции наследственно программируемых биосистем, обеспечивший появление самокритичных и формально мыслящих существ, в частности носатых обезьян, владеющих различными и развитыми системами знаков, в очередной раз прервется. А это значит, что наступит очередной период хаоса и постепенного накопления в биосистемах наследственно передаваемых (программируемых) бессознательных механизмов обработки информации и принятия решений (адаптации и самообучения), если конечно позволят сами внешние условия существования биологической жизни.
   В хромосомно - программируемом мире открытых биологических систем все достаточно рационально. Многие глобальные, стратегические и даже тактические цели и соответствующие достойные надежды, в значительной мере бессознательно программируются и определяются как переданными по наследству предрасположениями, так и морально-этическими установками, диктуемыми коллективными надсознанием и подсознанием непосредственного окружения человека, т. е. его социального круга и семьи.
Конечно, исходный программный генетический код каждого человека уникальный. Он содержит сотни и тысячи повторяющихся информационных и неинформационных связывающих звеньев, что определяет бесконечное число заархивированных комбинаций кодов, программирующих строение всех микро и макро биологических структур растущего и развивающегося организма. Особое место занимают программируемые структуры многоканальной и многоконтурной системы ситуационного управления и принятия решений, т.е. центральной нервной системы, в нейросетях которой формируются и развиваются сознание, подсознание и надсознание человека.
   В коллективном и индивидуальном надсознании и подсознании жизнь и судьба мужчины воспринимается достойной и счастливой, если он на разных этапах жизни имел надежды и успел реализовать следующие задачи:

  • построить дом;
  • посадить сад (дерево);
  • вырастить сына;
  • написать книгу.

Заметим, что все задачи, так или иначе, связаны с программированием и передачей информации в биологических системах.

Так в природе быстро все проходит,
Смерть дает другим путевку в жизнь,
Но любовь и радость не уходят,
Верь, мечтай, люби и торопись!
[ZodiaC+. "Яблонька в окошке"]

Более точно и бессознательно определяется счастливой и достойной судьба и жизнь женщины, если она имела возможность и реализовала следующие достойные надежды:

  • выйти замуж;
  • обустроить собственный дом (посадить цветы);
  • вырастить дочку (сына);
  • понянчить внуков.

   Божественное предназначение женщины оставляет неизгладимый след и в восприятии достойных целей и надежд, которые неразрывно связаны с ее детьми и их счастьем.
Нетрудно представить самую общую блок-схему схему организации достойной жизни и смерти (Рис. 1-6) нормальных людей, которых можно отнести к истинным христианам, мусульманам, коммунистам, демократам или социалистам.

Pic 1-6


        Нормальные духовно-ориентированные люди искренни и честны перед своей совестью, т.е. перед своим самокритичным надсознанием и чувственным подсознанием. Им не надо туманных и схоластических поучений и объяснений часто циничных и аморальных культурологов и идеологов. Нормальные люди добросовестно выполняют свои бессознательно воспринимаемые и предначертанные Природой функции.


        Очень хочется сказать предначертанные единым Богом, но, увы, в биологическом эволюционном программировании и в природе все и сложнее, и проще!


   В предыдущих разделах незначительная роль отводилась исследованию такого основополагающего фактора мышления человека как надежда.


        Надежда - это бессознательная стимуляция моральных и физических резервных сил (РС) в связи с выбором и постановкой определенных целей действия, инициирующая принятие соответствующих решений.


   Надежда порождается сознательным, надсознательным или подсознательным выбором определенных целей действий - тактических, стратегических или глобальных. Решение не может приниматься без определения конкретной цели действий, порождая при этом соответствующую надежду. Любовь к своему Идеалу как ведущая мотивация для существования и выбора конкретных объектов и целей действий человека (принятие решений), является ведущей и в порождении надежды, т.е. в возбуждении и инициировании особого эмоционального подъема резервных сил, который сознательно или бессознательно может поддерживаться человеком всю жизнь.
   Мы уже отмечали особую роль в надеждах нейрогуморальной системы, управляемой со стороны центральной нервной системы. Без надежды и соответствующего эмоционального подъема резервных сил ("адреналиновой поддержки") человек жить не может!


Только потеря надежды означает истинную смерть.


   Без надежды человек может двигаться, существовать, решать мелкие вопросы, но организм быстро дряхлеет, развивается апатия и транс. В таком абсолютно "безнадежном" состоянии даже здорового человека с полным основанием можно назвать "живым трупом".
   Надежды человека определяются способом мышления в зависимости от того, как порождены соответствующие цели. Надежды могут порождаться различными путями. К ним относятся:
  1. Бессознательно выбранные цели и появившиеся надежды.
  2. Сознательно выбранные цели действий и соответствующие надежды.
   Например, в попытках общения с лицом противоположного пола и располагающей внешности появляется бессознательная цель завоевать любовь и соответствующая надежда на взаимность и, естественно, на любовь возможного Идеала, побуждающая страсть или порожденная страстью.
   В удовлетворении своего любопытства наиболее естественной является бессознательная стратегическая цель и надежда увидеть новое и непознанное - Чудо или намного реже сознательная глобальная цель и надежда приблизиться к Истине, т.е. увидеть и сформулировать это новое, которое станет, таким образом, информацией к размышлениям, а затем и знанием. Эта надежда мотивирует как кратковременные и очень популярные чудеса, так и многолетний научный труд – эксперимент и математический анализ, а порождается эмоциональным состоянием - любопытством.
   Среди бессознательных целей и надежд, порожденных эмоциональным состоянием и порождающих эмоциональную реакцию, целесообразно выделить: - надежды на удовлетворение любопытства или Чудо ("что ни делается, все к лучшему"), надежды на удовлетворение страсти или Любовь, как это показано на Рис. 1-7.

Pic 1-7

   Именно надежда позволяет перейти от размышлений (перебора целей) к попыткам действий, которые мотивируются соответствующим эмоциональным подъемом резервных сил. Надежда может мотивироваться эмоциями, например, страхом или любопытством, или может мотивировать эмоцию в зависимости от ситуации, темперамента и типа интеллекта человека.
   Соответствующие мотивации в конкретных действиях как мужчины, так и женщины, определяются в основном процессорами подсознания БООВОТ и ЭМОНАС [ Кн.1, Гл.3, Разд.3.3, 3.4], которые получают непосредственные мотивационные раздражения от нейрогуморальной и периферической нервной систем. Надежда как некоторый особо важный фактор и соответствующая положительная мотивация фиксируется в надсознании фильтром-актуализатором процессора БАРИЧО вместе с нерешенными проблемами, конфузами и неудачами. Новая надежда является системно психологическим противовесом нерешенным вопросам любви и быта. Надсознание бессознательно и часто возвращается к новым надеждам и дает задание планировщику действий, т. е. сопроцессору ВАРК, для поиска конкретных путей реализации надежд, что позволяет, например, разорвать безуспешный поиск решений в Кольце горя.
   Организационное единство и целенаправленность действий определяется уже другими средствами процессора БАРИЧО надсознания, который выставляет приоритеты и варьирует последовательностями образов способов действий в соответствии с надсознательно воспринятыми установками подсистемы самоанализа и самокритики (Окно Супер-эго) [Кн.1, Гл.3, Разд.3.2].
   На каждом новом этапе развития интеллекта появляются новые цели и новые надежды человека, ожидаемые как самим человеком, так и окружающим его сообществом. Естественно, что это некоторые глобальные или стратегические возрастные цели (проблемы) и надежды, которые более подробно будут исследованы в главе 2.


   К истинным глобальным целям жизни каждого человека и, соответственно, их достойным бессознательным, а точнее надсознательным, надеждам, в первую очередь, относится известная


        ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА БЫТИЯ или задача передачи информации в биологических системах, включает в себя следующие этапы жизненного цикла любого представителя живого мира, в том числе человека.
  1. Занять достойное место в сообществе для того, чтобы найти себе достойного партнера;
  2. С достойным партнером породить себе подобного, передав соответствующую генетическую программную информацию на ДНК-РНК наследника;
  3. Обеспечить выживание наследника (наследников) и возможность занятия им (ими) достойного места в сообществе!


   Для формально мыслящего (мудрого) человека, несущего и распространяющего определенные знания, в отличие от других биологических систем, появляется и четвертая задача бытия, связанная с ясным представлением о конечности и бренности существования. Эта задача связана с осознанием мудрым человеком сложностей воспроизводства знаний и настоятельной необходимости в преемственности не только материальных или культурных ценностей, но и установочных целевых ориентиров в познании (жизни), для разъяснения и корректировки которых необходима продолжительная совместная работа с учениками.
   Поэтому в определенном возрасте для интеллектуальных биологических программных систем оказывается важной и четвертая задача бытия:
  1. Достойным образом завершить свое существование, передав уже оперативно накопленную информацию своим ученикам (наследникам) для достойного продолженияначатого дела.
        Смерть не должна сломить или прервать провозглашенный путь приближения к Истине. Стойкость и активность в разъяснениях и в агитации своей Веры, вплоть до самой смерти (голгофы или эшафота) является убедительным аргументом для достойных учеников в пользу продолжения начатого дела.
   Все эти четыре истинные глобальные цели и соответствующие надежды должны быть реализованы и долгоживущими эмоционально и морально-ориентированными суперкомпьютерами будущих поколений. Глобальные цели порождают множество стратегических и тактических целей и надежд, зависящих от конкретных путей и условий их реализации.
   В попытках преодоления трудностей бытия обязательно присутствует надсознательная глобальная цель и надежда построить светлое будущее себе и своим детям, которая снимает все угнетающие эмоции, позволяет найти в себе существенные дополнительные моральные и физические силы. В любом Вероучении должна поддерживаться такая надежда.


        Надежды на светлое будущее или Рай на Земле порождаются любовью к себе или своим Идеалам или великой любовью ко всем добрым людям и всему доброму живому Миру.


   Надсознательные надежды – это чаще творческие надежды, порождаемые выбором фантастических стратегических или глобальных целей, очень часто несбыточных. Среди надсознательных надежд следует выделить Высшие надежды, связанные с решением триединой задачи Бытия и достижением глобальной цели: занятия достойного места в сообществе.
   К высшим надсознательным надеждам можно отнести:
  • надежды на достижение собственного интеллектуального или физического совершенства, соответствующий общественный почет и славу (активно работающие ученые, музыканты, художники, спортсмены и т.д.);
  • надежды на достижение особого влияния на окружающих и свою независимость – особые богатство и власть (активно действующие банкиры, политики, бизнесмены и др.);
  • надежды на достижение "победы добра над злом" и соответствующее подвижничество (проповедующие и странствующие миссионеры, революционеры, монахи и т.д.).
        Надсознательные глобальные цели поведения часто порождают уже конкретные сознательные надежды, связанные с конкретными действиями и ситуациями. Наивысшей надеждой, реализация которой позволит взойти на высшую ступень Счастья, является надежда на личный вклад в коллективные знания, т. е. приближение к Истине в той или иной области!

Все три вершины: власть, богатство, слава -
Есть все ничто: их смерть сравняет браво.
И тот умрет с коленками дрожаний,
Кто в суете живет и не накопит Знаний!
[ZodiaC+. "Баллада о Земле". Стих 7]

   Очень сложным вопросом является вопрос о моральности надежд. Как видно из метамодели на Рис. 1-8 надежды появляются, как только определены объект и цель действий, и лишь позже выполняется надсознательный морально-чувственный анализ допустимости действий. Но надежда уже появилась, например, ограбить, украсть или обмануть. И эта надежда еще долго будет тревожить воспаленное воображение (см. фильтр-актуализатор надсознания или роман Ф. Достоевского "Преступление и наказание").
        Надежда реализуется эмоциональным состоянием готовности к действию. Роль надежды и соответствующей мобилизации сил в мышлении настолько велика, что в подавляющем большинстве случаев, это воспринимается как мобилизация "духовных сил". И это не случайно. Как мы отмечали, без надежды человек жить не может.
В момент смерти надежда покидает человека последней, осуществляя последнюю всеобщую мобилизацию резервных сил. В результате этого на "задних фронтах" импульсов сердечной деятельности проясняется сознание и появляется возможность что-то сказать или, если окружающая внешняя среда не дружественная, то просто глубоко вдохнуть и выдохнуть. Надежды и душа, душа и надежды человека воспринимаются испокон веков как суть единое.
   Механизмы порождения Надежд и соответствующих эмоциональных состояний готовности к действию, и их исторически сложившееся приятное олицетворение в некоторой побуждающей субстанции - душе, в значительной мере определяют многие сознательные и бессознательные мотивации в мышлении и деятельности современного человека.


   Семейству эмоционально и морально - ориентированных суперкомпьютеров "мужчин и женщин" в этом отношении ничуть не легче. Надежды, порождаемые выбором конкретных приоритетных целей действий эмос-роботов, являются не фантазиями, а результатом работы глобальных, стратегических и тактических планировщиков, которые соответственно поддерживаются механизмами искусственного сознания, подсознания и надсознания эмос-компьютеров и эмос-баз знаний.
   Планировщики "надежд" составляют ядро эмоционально и морально развитой операционной системы, поддерживающей в исполнительном плане реализацию тех или иных процедур действий. Мобилизация сил эмос - робота означает некоторое планирование и резервирование физических, энергетических и вычислительных – "мыслительных" ресурсов для реализации конкретных приоритетных заданий.
   Естественно, что эмоционально и морально - ориентированная операционная система является "душой" суперкомпьютера, которая при постепенном разрушении и деградации эмос-баз знаний и "кровеносных" источников питания (сердца) должна обеспечить частичное восстановление и перемещение своих программ и данных в последние из действующих нейросетевых структур памяти и "покидать" эмос - робота последней.


        Надеяться для эмос - робота и человека - это значит ждать, а ждать надо уметь, т.е. не теряя времени планировать свои возможные действия, например, если деградировать, то с полным или частичным восстановлением функций.


   Тактические надежды эмос-роботов всегда связанны с планированием возможных действий, не только в соответствии с исходными тактическими целями, но и с учетом поставленных стратегических или, даже, глобальных целей. Учет иерархии целей и критериев рационализации (оптимизации), порождающих надежды, позволяет резко сократить перебор возможных тактических планов действий, найти подходящее решение и обязательно реализовывать конкретные действия, прямо или косвенно связанные с текущей ситуацией.
   Ни одной наносекунды простоя - вот девиз развитых эмоционально и морально-ориентированных операционных систем и их подсистем надсознания, ядром которых являются планировщики действий. Инициализация действий в любой неопределенной ситуации - это одна из важнейших функций таких ОС, которые поддерживаются всеми тремя контурами принятия неформальных, волевых, этических, логических, эмоциональных или ощутимо-полезных решений на основе искусственных сознания, подсознания и надсознания.


        Своевременная реализация любого из решений (попытка действия) в большинстве случаев лучше, чем бездействие.


   Накопленные знания позволят эмос-роботам, которые не потеряли надежды, выбрать подходящие цели и мобилизовать силы для реализации разнообразных попыток выполнения, как приоритетных жизненно важных функций, так и вспомогательных фоновых заданий, что в конечном итоге позволит завершить выполнение некоторого стратегического или глобального задания и достигнуть соответствующей цели, как бы много времени для этого не потребовалось.
   К глобальным целям существования эмос-компьютеров, порождающих их высшие надежды и разнообразные планы и попытки действия, можно отнести следующие:
  • повышение рейтинга чести или уровня профессиональной подготовки по соответствующей классификации;
  • достижение наивысшей интеллектуальной независимости от действий пользователей (безопасности), в том числе по защите баз данных(знаний);
  • достижение наивысшей энергетической и функционально– эксплуатационной независимости от обслуживающего персонала (живучести);
  • достижения наивысшей экономической эффективности и независимости, обеспечивающей максимум прибыли для эмос-компьютера и владельца.
   В свою очередь глобальные и понятные для человека цели поведения эмос-роботов порождаются единым для человека и эмос-компьютеров Вероучением - этой строгой морально-волевой системой установок в окне Супер-эго надсознания, которая является "протокольной" гарантией и мотивом их "хорошего" поведения и благородных поступков.


В.П.Широчин