2.5. Семикомпонентная (семипроцессорная0 архитектура интеллекта человека. Процессор подсознания для восприятия истинного смысла слов
  Книга 1. "Архитектоника мышления и нейроинтеллект"
Книга 1. “Архитектоника мышления и нейроинтеллект”
Приложение 1.
Книга 2. “Программирование доверия в эволюции интеллекта”
Приложение 2.
2.5. Семикомпонентная (семипроцессорная0 архитектура интеллекта человека. Процессор подсознания для восприятия истинного смысла слов

Документ Без Имени
2.5.1. Соотношение коллективного и индивидуального в становлении личности
2.5.2. Роль нечетких интуитивных оценок и страхов в принятии решений
2.5.3. Эффект надсознательной инфантильности в бесцельной деятельности
2.5.4. Знания (понятия) как многомерные ассоциации проекций восприятия образов
2.5.5. Структура процессорного обеспечения суперкомпьютера головного мозга
2.5.6. Архитектура процессора быстрого анализа речевых и других звуковых образов
2.5.7. Роль фонетических словарей в восприятии семантики живого мира
2.5.8. Роль интуитивной логики в эмоционально-чувственном восприятии звуков

2.5.1. Соотношение коллективного и индивидуального в становлении личности

    Обратимся к важнейшему вопросу исследования механизма мышления человека – соотношению сознательного и бессознательного в принятии решений, способностей представления и использования знаний. Известно, что многие важные функции, влияющие на принимаемые человеком решения, реализуются в подсознании на основе врожденных или приобретенных рефлексов. Это сферы самообслуживания, движения, питания, сна, бытовых и производственных потребностей и обязанностей. Об этом много написано, но нас интересует другое. Многие внешне не контролируемые сознанием «механические» действия человека переходят в ведение подсознания на основе многолетнего общения и наблюдения, воспитания и подражания, обучения, самообучения и накопления опыта, но не в примитивной реализации, а с учетом и активным использованием согласованных заранее коллективных (общепризнанных или семейных) навыков, пониманий и соответствующих умений, обеспечивающих становление всего уклада жизни человека.
    Для успешного сосуществования и выживания человек еще в раннем возрасте должен прежде всего приобщиться к коллективному подсознанию, т.е. бытовым и культурным традициям окружающего его семейно-родового и социально-общественного Мира. При этом многие важные решения, воспринимаемые в обществе как «удачные», принимаются человеком подсознательно в соответствии с некоторыми традициями или стереотипами поведения. Например, это многие решения, связанные с выбором средств и путей само обеспечения и продолжения рода: выбором профессии, супруга, организации дома и быта, воспитания детей и др.
    Развитие сознательного речевого или другого формального знакового механизма мышления человека обеспечивается путем приобщения его к ранее сформированному коллективному сознанию и соответствующим коллективным знаниям общепринятых «нормативных» социально-экономических, юридических, профессиональных и др. гласных и негласных правил, норм и законов, действующих во внешнем Мире и обществе, которые позволяют человеку понимать других, обосновывать и согласовывать свои решения и действия с решениями и действиями окружающих его общественных групп и коллективов. Чем быстрее и глубже воспринимает человек, первоначально не зависящие от него, гласные и негласные правила, нормы и законы, действующие в обществе, тем большего успеха достигает он в своей жизни, что позволяет ему в последующем даже внести свой вклад в изменение или становление «новых» правил, норм или законов.
    Особое признание и уважение вызывают в обществе такие решения человека, которые принимаются на основе «научно» обоснованных предвидений и только гласных правил, норм и законов, моральных в соответствии с некоторыми исторически сложившимися знаниями и вероучениями общества. Вероучение и признанные «фундаментальные научные» предвидения составляют основу коллективного надсознания, которое дает интегральные моральные оценки всех социально значимых решений и действий каждого человека в обществе, независимо от его положения, образования или достатка.

«И Бог един, и вера в дух,
Познать себя нам трудно вслух.
Мы очень сложные как Мир,
Но для природы ты – кумир!»
[ZodiaC+, Баллада о Земле, Стих 3]
 
    Изучение и освоение научных, морально-этических, а также гласных и негласных социально-экономических и административно-процессуальных правил, норм и законов, принятых и реализуемых в некотором обществе, является целью и основным содержанием всех этапов развития интеллекта человека.
    Любое общество исторически обладает коллективными сознанием, подсознанием и надсознанием, которые оказывают предопределяющее формирующее влияние на становление личности каждого человека и соответственно на его индивидуальное сознание, надсознание и подсознание, как это показано на Рис. 2-14.
    В процессе жизни человек самообучается путем периодических спиралеобразных (возрастных) возвратов-движений мыслей в Кольце принятия решений (КПР) и становления личности (интеллекта):
  • от сознательных наблюдений и подсознательных ощущений в труде и быту:
  • к надсознательным творческим озарениям и целеуказаниям;
  • и далее к сознательному и подсознательному использованию опыта и принятию решений по реализации всех возможных потребностей на основе знаний, умений и навыков.
    В общем случае в принятии решений участвуют все три базовые составляющие интеллекта человека: сознание, подсознание и надсознание при передаче в КПР (на Рис.2-12 против часовой стрелки) некоторой последовательности мысленных образов:
  • предмета действий,
  • способов действий,
  • сценариев конкретной ситуации и ожидаемых результатов.
    Эти мысленные образы передаются сознанию и подсознанию, порождая необычные или привычные действия, ощущения и эмоции, воспринимаемые надсознанием, которое интуитивно сверяет сценарий ожидаемого результата с целями действий или обучения. Если в результате такой неосознаваемой надсознательной (Супер-эго) сверки появилась отрицательная интуитивная оценка-понимание принимаемого решения в конкретной ситуации, что «где-то и что-то не так», и которую человек не в состоянии сразу вразумительно объяснить, то это воспринимается сознанием как побуждение к поиску и обоснованию в КПР новых решений: мысленных образов предмета и способов действий в конкретной ситуации в соответствии с целями действий и мысленными сценариями ожидаемых результатов.

Рис.2-18.


2.5.2. Роль нечетких интуитивных оценок и страхов в принятии решений

    Спектр надсознательных интуитивных оценок-пониманий ситуации человеком неве-лик. Отрицательные интуитивные оценки-понимания развития ситуации: «что-то плохо», «плохо», «очень плохо» и «ужасно», через механизм Воли и подсистему Страстей-Праны, как показано в ОСМИ (Рис. 2-1), побуждают тревогу и эмоциональный подъем резервных сил (ЭПРС), которые обеспечивают через НГС прилив сил для преодоления трудностей, проблем или страданий, а в случае бессилия перед ожидаемым («очень плохо» и «ужасно») вызывают так называемый «черный страх». Положительные интуитивные оценки-понимания ситуации, например: «пусть будет», «не плохо», «нет проблем», «хорошо – нормально», «очень хоро-шо», «прекрасно», также вызывают иногда даже больший ЭПРС по тому же Кольцу приня-тия решений: Воля – Эмоции (радость) – НГС.
    В динамике при многократном самостоятельном решении практических задач в КПР обеспечивается приобретение (запоминание) интеллектом умений и навыков принятия «хороших» решений по конкретным ситуациям и таким образом его адаптация в окружающем Мире. Сознательное же речевое обоснование или пояснение принятых решений часто оказывается для человека трудно формализуемым или даже не объяснимым, что приводит к недопониманию или недоверию со стороны окружающих. интеллектуальные и нейрофизиологические возможности адаптации человека к условиям внешней среды чрезвычайно высоки. Несомненно, что ведущую роль в процессе адаптации играют не столько сознание, сколько надсознание и подсознание человека и соответствующие механизмы и навыки ситуационного управления (См. ранее Рис.2-13).
    Развитие интеллекта человека обеспечивается за счет механизма самообучения и накопления знаний, умений и навыков принятия решений в контурах мысленного надсознательного (реже сознательного) ситуационного управления путем итерационного надсознательного (интуитивного), подсознательного (чувственного) и сознательного (формального) анализа мысленных образов предмета и способов действий и ожидаемых результатов с последующим формированием надсознательных интуитивных (реже сознательных логических) оценок-пониманий уровня или степени достижения сознательно или надсознательно поставленных целей.
    В объединенной семикомпонентной модели интеллекта (См. ранее Рис.2-1) отражены непосредственные связи подсознания с HardWare интеллекта, оказывающего рефлексивное (привычное) или эмоциональное регулирующее влияние на все органы тела человека с целью быстрой и скоординированной реализации решений. Непосредственно управление и координация обеспечиваются развитой чувственной и коммуникационной средой HardWare интеллекта, называемой «жизнью-проводником Праны», представляющей собой вегетативную и соматическую нервные системы (ВСНС) с их многомиллионной сетью рецепторов и инициаторов (См. ранее Рис.2-4).
    Формируемые в подсознании эмоции, такие как: страх, вдохновенье, раздражение, апатия, стресс, глобальным образом влияют на принимаемые решения либо многократно ускоряя и усиливая мысленные и мышечные реакции, либо угнетая все интеллектуальные способности. Эмоции и соответствующие действия проводника Праны являются в основном рефлексивными, но могут иметь и некоторую предысторию. Повторяющиеся «глупые» ситуации, неудобные для принятия решений, закрепляют стереотипные эмоциональные проявления, переводя их в привычную или более сильную фазы, в том числе и особое неудовольствие (раздражение). Именно в сфере управления функциями надсознания и подсознания дают наибольший эффект аутотренинг и психотерапия.
    Очень важным вопросом является включение подсистемы страстей-Праны в состав HardWare интеллекта и исключение ее из подсознания, т.е. SoftWare по ОСМИ. Первоначально хотелось бы отнести страсти как приоритетные эмоции к функциям подсознания. Это исключение сделано не только великим Готами Буддой, но и природой, поскольку за страсти отвечает не соматическая или вегетативная нервные системы, а особая система тела человека – нейрогуморальная (гормональная) система (НГС) управления и регуляции (См. ранее Рис.2-3). Формируемые ее эмоции это: удовлетворение (сытость), удовольствие (секс) и страсть (оргазм). Но есть и еще одна специфическая эмоция, так называемый «черный страх», на примере которого можно четко дифференцировать «белые» эмоции подсознания, т.е. SoftWare интеллекта, и «темные» эмоции подсистемы Праны как функции HardWare – тела человека.
    Белые страхи, формируемый подсознанием, являются либо реакциями соматической нервной системы на быстрые зрительные и резкие звуковые «опасные» сигналы, либо вегетативной периферической системы на неожиданные («опасные») или неприятные ощущения (прикосновения). Темные же эмоции и, в частности, «черный страх» бессилия перед ожидаемым (преимущественно, Смертью), порождается с участием НГС, т.е. утробно, часто с соответствующими реакциями желудочно-кишечного тракта, что приводит к существенным нарушениям в гормональном регулировании и обмене веществ, которое не контролируется подсознанием.

2.5.3. Эффект надсознательной инфантильности в бесцельной деятельности

    В целеуправляемом контуре принятия решений и самообучения человека важными звеньями являются подсистемы проводника Праны и Праны, т.е. ВСНС и НГС, которые используются человеком для мысленной проверки (верификации) возможностей физической реализации принимаемых решений путем «прокрутки» способов действий через себя и формирования соответствующих ощущений, а затем и надсознательной оценки-понимания: «да, получится!» или «нет, не стоит так действовать!». В интеллектуальной деятельности, например, в процессе обучения или творчества, для контура мысленного надсознательного ситуационного управления необходима определенная целевая настройка всей эмоциональной подсознательной и волевой надсознательной сфер для запоминания и понимания, т.е. «прокрутки» через себя, в знаковой и речевой форме соответствующей доли коллективных и новых формируемых знаний.
    Нельзя давать сложные задания и особенно обучать без четко поставленной цели ибо тогда мозг человека надсознательно не поддерживает восприятие заданий или учения и не в состоянии преодолеть трудности, так как НГС и ЭПРС не участвуют в реализации человеком необходимых действий. Этот эффект надсознательной инфантильности проявляется во всем: в учении, в быту и труде, но особенно, в хозяйственной деятельности некоторых государств.
    Сообщения об авариях, катастрофах и о многом другом в Мире не случайны, а зако-номерны, в связи с отсутствием или непониманием большинством в обществе хотя бы каких-либо ожидаемых благородных целей, что отражается в коллективном сознании и надсозна-нии!

«Кто ж нормальный в таком доме
Будет силы надрывать!
Все развалится в Содоме,
Как не вспомнить Вашу мать!
[ZodiaC+, Баллада о Былом, Стих 5]

2.5.4. Знания (понятия) как многомерные ассоциации проекций восприятия образов

    Вернемся к макроструктуре эмоционально-ориентированного обеспечения интеллек-та. Естественно, что центральной подсистемой интеллекта человека является сознание, вы-полняющее в конкретной ситуации семантическую (знаковую и речевую) обработку образов предметов и способов действий, как соответствующих сцен и сценариев взаимодействия на-блюдаемых или исследуемых объектов. Как мы уже отмечали, при наблюдении объекта все-ми органами чувств в выделенных слоях и пленках нейро-экрана обеих полушарий головно-го мозга формируются некоторые микровибрационные возбуждения значительного числа пиксель соответствующих окон нейро-экрана, отражающих зрительные, звуковые, обоня-тельные (вкусовые) и осязательные образы-проекции наблюдаемого объекта (См. ранее Рис. 2-12).
    Некоторый образ наблюдаемого объекта представляется в головном мозге человека как связанная плоско-объемная структура-модель многих микровибрационных возбуждений как образов-проекций объекта в соответствующих окнах нейро-экрана, формируемых сразу всеми органами чувств. Каждый образ настолько велик в количестве пиксель, что его трудно и нецелесообразно удерживать целиком в глубинных слоях нейро-экрана, образующим ней-ро-стек. Только специальная и продолжительная тренировка позволяет запомнить основные штрихи и узловые признаки образов-проекций (сохранить настройки-ассоциации нейро-сетей), представляющих собой базовые и достаточно мелкие элементы соответствующих возбуждений. Так разведчик или специалист своего дела видит намного больше чем простой смертный.
    У обычного человека некоторый образ наблюдаемого объекта в форме структуры взаимосвязанных возбуждений во всех окнах нейро-экрана оставляет лишь очень малый след образов настроек-ассоциаций проводимостей в соответствующих нейро-стеках. Причем в нейро-стеке многие элементы образа-структуры возбуждений теряются и остаются лишь сла-бые следы образа объекта как очень упрощенная модель настроек-ассоциаций, которая в по-следующем дает мало различимые оценки при классификации и распознавании других обра-зов. Чем больше знает человек, тем больше элементов содержат настройки-ассоциации сле-дов образов исследуемых или изучаемых объектов в его нейро-стеках.

«Так если мастер выскажется вслух,
То у «невежд» захватывает дух.
И вдруг мы узнаем, что мало знаем,
Хоть рядом с делом часто пребываем!»
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 6]

    Иногда, у рассеянного человека при архивации настройки-ассоциации образа объекта либо теряются сразу, т.е. человек ничего не запоминает, либо накладываются на следы об-раза другого объекта и при последующей классификации он не может разобраться где что? Естественно, что при длительных или многократных наблюдениях следы образа остаются более четкими, т.е. с большим числом элементов настроек-ассоциаций проводимостей в ней-ро-сетях. Наведенные зрительные образы: грезы и сновидения формируются растревожен-ным надсознанием на затемненном нейро-экране путем возбуждения-дополнения некоторых существующих следов образов в нейро-стеках, «проецируемых» через всю структуру управ-ления движениями и ощущений (через себя, Рис.2-12) и формирующих дополнительное (об-ратное) возбуждение на нейро-экране как негативное или позитивное изображение общего эмоционального возбуждения, соответствующего тем или иным приобретенным ранее на-стройкам-ассоциациям в нейро-стеке зрительного окна.

2.5.5. Структура процессорного обеспечения суперкомпьютера головного мозга

    Единая форма представления всех следов образов объектов наблюдений как следов структур настроек-ассоциаций проводимостей нейросетей, формируемых в нейро-стеках всех окон нейро-экрана, играет важнейшую роль в организации совместной работы надсоз-нания, сознания и подсознания и их единого интерфейса в виде Общей Шины следов обра-зов (ОШСО). Начало и конец ОШСО находятся в двигательном окне нейро-экрана головного мозга человека, где в завершение циклов принятия решений и реализуется конкретное реше-ние по конкретной ситуации (См. ранее Рис.2-12 и Рис.2-13).
    ОШСО представляет собой связку: стеков всех окон нейро-экрана с двигательным ок-ном и его нейро-стеком, активно работающую в Контуре принятия решений, включающем: низходящие пирамидальные пути – спинной мозг и ганглии – восходящие пирамидальные пути – окно и нейро-стек ощущений и снова двигательное окно и его нейро-стеки, а в неко-торых случаях также зрительное и звуковое окна и их нейро-стеки в процессе быстрого или прямого (длительного) многоэтапного распознавания образов, умозаключения и принятия решений. Базовая структура процессорного обеспечения эмоционально-ориентированного суперкомпьютера будущих поколений, способного выполнить основные функции надсозна-ния, сознания и подсознания человека по ОСМИ, представлена на Рис. 2-15.

Рис.2-19.

    Как было отмечено выше, первичная эмоционально-ориентированная подсистема надсознательно-подсознательного ситуационного управления способна обеспечить продол-жение рода и выживание всех представителей живого Мира в самых суровых условиях. При этом задействованы две базовые подсистемы для принятия решений: надсознание, работаю-щее с наведенными зрительными образами воспринимаемых изображений-возбуждений и упакованными следами зрительных образов в виде настроек-ассоциаций нейросетей, а также подсознания, оперирующего звуковыми, обонятельными и осязательными наведенными и упакованными в настройках нейро-стеков образами.
    Особое место в умозаключениях и во всем Контуре принятия решений играют зри-тельные образы предмета действия, сценариев конкретной ситуации и ожидаемого результа-та. Такие зрительные образы должны поддерживаться на нейро-экране в течение всего вре-мени оперативной обработки речевых и других образов, которые формируются и передаются по ОШСО. Поэтому очевидна особая роль зрительного сопровождения в работе всех подсис-тем интеллекта человека надсознания, сознания и даже подсознания, для чего необходима специальная Общая Шина зрительных предметных и знаковых образов (ОШЗО), которая очевидно связывает процессор пространственной обработки изображений (ПРОБИЗО) над-сознания с основными процессорами (нейро-стеками) базовых подсистем головного мозга.
    Сознание формируется только тогда, когда человек овладевает речью, т.е. специфич-ными звуковыми сигналами, фрагменты которых (слова) и их различные конструкции (вы-сказывания) несут определенные условные сообщения, принятые в некоторой среде общения – обществе и отраженные в его словарях. Такие конструкции речи (языка общения) по спек-тру сообщений должны существенно отличаться от оценок-пониманий надсознания.
    Сознание человека-специалиста способно просканировать все окна нейро-экрана и сформировать мысленный речевой образ, отмечающий с помощью слов и высказываний спе-цифические особенности тех или иных проекций образа наблюдаемого объекта, что и обес-печивает выделение информации и ее возможную последующую регистрацию. Вот почему в некоторых источниках появилось утверждение, что «первым было слово». Это справедливо только для формирования сознания человека.
    Если ребенок Маугли попадет в среду общения лесных животных, то его генетические способности к самообучению в КПР позволят освоить языки общения различных животных. Это языки запахов, поз, жестов, звуковых сигналов, которыми оперирует подсознание. Раз-витие же сознания как системы использования формальных знаний, представленных в кон-струкциях и словарях речевых языков общения, не произойдет. В тоже время у животных, которые общаются с человеком, происходит развитие сознания, поскольку они начинают понимать многие конструкции речи, а их значения и особенно способ поведения и принятые решений в зависимости от ситуации уже определены человеком, т.е. Животное приобщи-лось к коллективному сознанию через общение и обучение, к коллективному подсознанию через воспитание и подражание и даже к коллективному надсознанию через Веру в Добро и Зло (Рис.2-14).

«Мой милый серебренный Котик,
Как ласков и добр ты ко мне.
Я вижу твой розовый ротик,
Что «мяу» говорит мне во сне.
Я знаю как сложны дороги
Ведущие древний Ваш род
И полон печальной тревоги:
Что будет с тобой через год?»
[Посвящено Андрею, мудрейшему из Котов]

    Многие домашние животные овладевают словарями, которые относятся к этике пове-дения и морали. И надо прямо сказать, что некоторые из них, особенно страдавшие в своей жизни лошади, собаки и кошки, так верят в Бога-человека и готовы отдать за него свою жизнь, так страдают из-за несправедливостей и поэтому особо точно определяют Добро и Зло, что во многих случаях их сознание и интеллект оказывается намного выше чем у от-дельных особо жестоких (озверевших) людей! Поэтому избиение или содержание домашних животных как рабов на цепях, а также воспитание в них жестокости, являются амораль-ными во всех отношениях и должны запрещаться законодательно как требование и признак Цивилизации!

2.5.6. Архитектура процессора быстрого анализа речевых и других звуковых образов

    В какой же из двух первичных систем головного мозга в надсознании или подсозна-нии развивается сознание? Несомненно, основой развития сознания является подсознание. Именно окно способов действий (артикуляции) и звуковое окно нейро-экрана, за которые отвечает подсознание, используются для формирования и вывода речевых звуковых образов, которые отличаются от других звуковых образов своей сложной фонетической структурой и необходимостью выделения отдельных слов и фонем при воспроизведении и восприятии речи. Это является основной проблемой при освоении разговорного иностранного языка.
    Главной движущей силой развития сознания человека в раннем детском возрасте яв-ляется общение и восприятие речевых звуковых образов, причем одновременно вырабаты-ваются умения и навыки фиксации внимания на основных отличительных признаках образов наблюдаемых объектов. Как мы уже отмечали, отдельные выделенные слои нейро-экрана головного мозга человека способны осуществлять процессорную обработку типа по фраг-ментного сравнения и распознавания зрительных (ЗрО), звуковых (ЗвО), осязательных (ОсО) и др. образов на основе использования следов-настроек нейро-стеков (См.ранее Раздел 2.3). Одним из первых быстрых процессоров сознания, в последующем полностью переходящим в ведение подсознания, является процессор БАРДЗО для быстрого анализа речевых и других звуковых образов. Процессор БАРДЗО формируется в звуковом окне нейро-экрана и вместе с процессором ВЯЗАРЕЧ в течение нескольких лет является наиболее активно используемой составляющей сознания «любопытного ребенка». Общая архитектура функционального обес-печения процессора БАРДЗО имеет вид, представленный на Рис. 2-16.

Рис.2-20.

    По мере формирования тематических Словарей, фильтра-анализатора фонетической структуры речи и быстрого разархиватора-компоновщика, связывающих воспринимаемые речевые звуковые образы (ЗвО-РчО) с другими, в том числе предметными, типами образов, и в первую очередь с накопленными ранее мысленными речевыми образами (МрО-СдО) арти-куляции-произношения знаков, слогов и слов , зрительными (ЗрО) и вкусовыми (ВкО) и др. предметными образами, процессор БАРДЗО и его функции переходят в компетенцию под-сознания. Этот переход обуславливается формированием целого комплекса уже подсозна-тельных навыков и механизмов узнавания слов и словосочетаний, скорость освоения кото-рых определяется как генетическими способностями к приобретению знаний (самообуче-нию), переданных ребенку его прародителями, так и интенсивностью и разнообразием тем общения ребенка с окружающими.
    К основным подсистемам процессора БАРДЗО относятся:
  • спектральный анализатор на основе кортиева органа уха, формирующий неко-торое множество динамически изменяющихся составляющих fосн(t), fi – fm(t) амплитудно-го спектра воспринимаемых звуковых сигналов;
  • фильтр-анализатор фонетической структуры речи, который обеспечивает выде-ление звуковых образов частей слова: корня и окончаний и инициирует быстрый поиск и распознавание подобных речевых (фонетических) ЗвО-РчО образов слов в тематических Словарях нейро-стека звукового окна;
  • классификатор тем и разделов Словарей понятий, обеспечивающий структури-зацию связей настроек-ассоциаций следов речевых образов слов по профессиональным темам, жизненным проблемам и увлечениям;
  • тематические Словари следов речевых звуковых образов слов в форме настро-ек-ассоциаций нейросетей, которые обеспечивают на конечных уровнях нейро-стека зву-кового окна формирование возбуждений Wi-понятий, связывающих речевые звуковые образы слов со следами других типов образов, прежде всего в нейро-стеке окна способов действия и всех других окон нейро-экрана по всему Контуру принятия решений (ОШСО);
  • архиватор-разархиватор и компоновщик (сопроцессор АРКО), связывающий ЗвО-РчО с накопленными в нейро-стеке окна способов действия следами образов СдО и, в первую очередь, МрО-СдО убедительной артикуляции, а также эмоциональных образов ЭмО-СдО и других СдО для подсознательного выбора способов действий и быстрых не-посредственных, в том числе эмоциональных или привычных, реакций на звук или слово. Сопроцессор АРКО в том же окне связывает ЗвО-РчО со всеми другими следами образов: зрительных и знаковых образов по ОШЗО, осязательных, обонятельных и вкусовых по ОШСО (См. Рис. 2-12);
  • интонационно-гармонический (мелодический) анализатор - систематизатор (сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ) эмоционального или музыкального наполнения восприни-маемых звуков (речи), который на основе сопоставления ЗвО-РчО по всему кольцу ОШСО с выводами интуитивной ритмической логики неформально определяет надсозна-тельно - подсознательные (эмоциональные) оценки – способы действий (ЭмО-СдО): до-верия, недоверия, страха, смеха, радости, печали, слез и т.д. в зависимости от звучания речи или музыкальных произведений.
    Фильтр-анализатор процессора БАРДЗО только тогда передает сознанию подтвер-ждение «узнаю смысл слова или звука», если архиватор-разархиватор и компоновщик (со-процессор АРКО) по кольцевой ОШСО (Рис.2-14) в нейро-стеках окна способов действий или осязательного окна сформирует хотя бы какое-нибудь Wi ощущение, Zi эмоцию или спо-соб действия, в том числе мысленный речевой образ МрО-СдО убедительной артикуляции. Часто как реакция на звук (ЗвО-РчО) сопроцессор АРКО порождает новый звук – рык или ближайшее подходящее «крепкое» слово, что можно легко заметить в общении «простых» людей.
    Однако этот механизм разархивации и компоновки последовательностей произноси-мых звуков в форме МрО-СдО и их воспроизведения в форме внутренней речи, работает и в процессе нормального речевого общения, мгновенно подыскивая замену неразборчиво зву-чащему слову или формируя очередное слово (МрО-СдО) в соответствии с некоторыми «ус-тойчивыми» словосочетаниями (звукосочетаниями), которые часто использовались ранее и уже зафиксированы в тематических Словарях подсознания. Логическая и семантическая об-работка воспринимаемой речи производится процессором СЕМАФОР сознания человека и при необходимости после нескольких итераций в КПР принимается решение в соответствии с общей схемой умозаключений (Рис. 2-13).

2.5.7. Роль фонетических словарей в восприятии семантики живого мира

    Скорость восприятия внешней речи, т.е. чужих мыслей, и адекватность реакций на них человека существенно зависят от развития и структуризации (полноты) тематических Словарей подсознания. Если ребенок занимается изучением внешнего Мира и формировани-ем некоторого тематического Словаря, т.е. выбирает или показывает различные предметы или картинки, то для подсознательного построения классификатора тем и разделов Словаря необходимо многократно и точно выговаривать и определять предметные и смежные базо-вые слова и понятия, интересующей ребенка области (темы) знаний. От начального этапа сознательного формирования многоуровневого классификатора тем, тематических Словарей и всей структуры процессора БАРДЗО зависят последующие успехи ребенка в жизни.
    Обычные не речевые звуки и их комбинации для всего живого Мира также несут в се-бе информацию о происходящих событиях и о возможном развитии ситуации. Процессор БАРДЗО и сопроцессор АРКО обеспечивают регистрацию любых звуков и других ассоции-рованных с ними ощущений и способов действия, в том числе следов эмоционального вос-приятия (ЭмО), обонятельных (ОбО), осязательных (ОсО) и других образов и следов образов способов действия (СдО). Характерные ЗвО, в том числе издаваемые другими животными или человеком, усваиваются в нейро-стеках подсознания и узнаются (декодируются) процес-сором БАРДЗО в сопоставлении с другими типами образов, которые придают ЗвО опреде-ленный смысл в окружающем предметном Мире и обеспечивают возможность выполнения адекватных действий, механизм реализации которых назван во многих источниках условным рефлексом.
    Научится смеяться или огорчаться при восприятии слов, особенно иностранных, – это театральное действо или даже искусство!
    Возможности природной «социальной и интеллектуальной» адаптации всех предста-вителей живого Мира, в том числе человека, в среде общения и внешнем Мире определяются генетически переданными им и приобретенными способностями выделять смысл-семантику воспринимаемых звуков, запахов, жестов, поз и способов действия как символов естествен-ных языков общения, и связывать их подсознательно с ассоциированными в нейро-стеках следами образов способов действий, и в частности порождать соответствующие (адекватные) звуки, запахи, жесты, позы, эмоции и способы действия.
    Понимать смысл-семантику воспринимаемых звуков, знаков или слов – это означает следовать некоторым общественным правилам (формальным, принятым в коллективах-стаях) порождать соответствующие звуки, знаки, слова и/или способы действий, которые определяются коллективом ИСТИННЫМИ, только в том случае, если они обеспечивают всем или большинству (коллективу-стае) выживание (долголетие), продолжение рода и эво-люционное развитие генетических способностей (процветание). Соответствующие коллек-тивные правила называются знаниями, причем темпы их накопления или прогресс в опреде-ленной степени зависят от долголетия отдельных индивидуумов рода!
    И сразу же мы останавливаемся на важнейшем вопросе: «Что такое смысл-семантика звука или слова?» Отмечаем энциклопедическое: «смысл это идеальное содержание, идея, сущность или целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения». По отношению к смыслу слова или высказывания это целостное содержание, определяющее его значение, заметим тоже словами. Исследуя структуру процессора БАРДЗО и функции подсознания, сознания и надсознания при восприятии речи легко обнаружить, чем же отличается смысл слова от самого слова.
    Индивидуальный смысл-семантика слова, определяемая каждым человеком, заключа-ется в тех эмоциях, ощущениях, способах действия и последовательностях МрО-СдО, кото-рые порождаются в Контуре принятия решений, т.е. по Кольцевой ОШСО головного мозга (подсознания, сознания и надсознания) человека в связи с восприятием речевого или знако-вого образа слова. Возможности определения «индивидуально истинного» смысла слова представляются физически в нейро-стеках подсознания человека в соответствующих на-стройках-ассоциациях нейросетей, связывающих след звукового (ЗвО-РчО) или знакового речевого образа (ЗнО) слова со следами других образов-проекций: вкусовых (ВкО), осяза-тельных (ОсО), обонятельных (ОбО), способов действия (СдО-навыков), эмоциональных (ЭмО-СдО) и зрительных (ЗрО), разархивируемых и компонуемых сопроцессором АРКО, в том числе через Окно сновидений с помощью процессора для пространственной обработки изображений (ПРОБИЗО), в некоторый многомерный предметный образ ранее наблюдаемо-го или воображаемого объекта.
    Такой предметный образ объекта, восстанавливаемый на основе слов, всегда является нечетким или размытым, поскольку в следах всех проекций образа сохраняются лишь мини-мальные элементы наблюдаемого и трудно предсказуемые элементы воображаемого объекта!

«Воздействие на слух – особая примета,
Ведь уловить смысл слов не просто для ответа,
А логику иных оплаченных речений
Не разберет никто во благо для хищений!»
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 18]

    Если слово не порождает каких-либо ассоциаций, то человек его не понимает. Так, ес-ли процессор БАРДЗО в реальном времени (например, за 0.1 – 0.5 с.) не выдаст какого-либо смысла, т.е. проекций-ассоциаций из нейро-стеков, то на лице человека появляется рассеян-но-непонимающее выражение (эмоция), которое Вы можете увидеть на своем лице, когда с Вами заговорит иностранец на языке суахили.
    Каким бы абстрактным не было слово, человек свободно владеющий этим словом свя-зывает с ним некоторые предметные или эмоциональные ассоциации-образы. Например, слово «интеграл» как нечто накопительное во времени или пространстве может быть мыс-ленно связано человеком (ассоциировано) с медленно растущей горой чего-либо, т.е. вос-принимается на основе очень индивидуальных и даже сугубо личных ассоциаций. Иногда слово хорошо запоминается, связываясь с совершенно посторонним образом, не отражаю-щим его смысла, но дающим возможность подсознательно понимающе сопровождать вос-приятие речи. Например, «интеграл» может связываться с фигурой или лицом преподавателя математики. Но если такая ассоциация есть в нейро-стеке, то человек сразу подсознательно (Рис.2-14) отвечает себе: «все понял!», поскольку в его надсознании промелькнул зритель-ный образ сгорбленного преподавателя математики, а вовсе не формализованная модель свя-занных между собой понятий или абстрактное определение смысла слова!
    В зависимости от типа следов образов, ассоциированных со словом в нейро-стеках, смысл или живая семантика слова отображается в следующих четырех формах:
  • абстрактной или формальной на основе следов речевых образов слов и соот-ветствующих высказываний;
  • пространственной визуально-звуковой на основе следов зрительных и звуко-вых предметных образов в конкретных ситуациях;
  • чувственно-осязательной на основе следов вкусовых, обонятельных, осязатель-ных и/или эмоциональных образов;
  • процедуральной на основе следов образов способов действия.
    При синхронном сопровождении (восприятии) речи подсознание производит «узнава-ние» слов и если они фонетически и орфографически правильно связаны и для всех слов найдены какие-либо ассоциации-смысл, то процессор БАРДЗО фиксирует их как понятные и продолжает отслеживать следующие фрагменты высказываний, выполняя функции по-словно семантического анализатора в указанных четырех формах представления живой се-мантики. Семантическое же наполнение речи, ее логический или алогический смысл вос-принимаются сознанием.

2.5.8. Роль интуитивной логики в эмоционально-чувственном восприятии звуков

    Процессор БАРДЗО, а точнее его изначальная родовая подсистема – Интонационно-гармонический (мелодический) анализатор-систематизатор (сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ), который и позволил в процессе эволюции выделять все более сложные звуки как отдельные сигналы-знаки, а затем и слова, используются в речевом общении для выделения эмоцио-нального наполнения речи, например, угроз, юмора, слез и/или страха говорящего, что ожив-ляет общение и передает существенно большую информацию чем слова для большинства представителей всего живого Мира, в том числе человека.
    Сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ процессора БАРДЗО широко используется подсознанием для восприятия музыкальных произведений и позволяет дать их эмоциональную оценку да-же человеку далекому от театра и музыкальной культуры. Поскольку отдельные звуки-аккорды и фрагменты музыкальных фраз не находят сразу ассоциированных с ними следов речевых образов в подсознании, то их обработка передается сознанию, которое в свою оче-редь, не находя ассоциаций в тематических Сборниках сознания, например в связи с отсут-ствием какого-либо музыкального образования или способностей, обращается к надсозна-нию с обычными и всемирно известными вопросами-молниями: «что делать?» и «кто вино-ват?» (См. далее Рис. 2-17) и получает в ответ: «зачем?» и «почему?».
    Подсознание получает команду «не речь» и сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ быстро пере-ключаются на эмоциональное восприятие музыкальных произведений. Надсознание интуи-тивно сверяет музыкальные фразы и аккорды и их комбинации в соответствии с индивиду-ально присущей человеку версией интуитивной ритмической логики: примитивной, про-стейшей или взвешенной первого или более высоких порядков (Раздел 1.4) и дает им прису-щие надсознанию интуитивные оценки: «что-то не так», «нормально» и т.д.
    Восприятие по ОШСО и всему Кольцу умозаключений и особенно в осязательном ок-не Wi-ощущений темпа и ритма музыки с надсознательными наивысшими интуитивными оценками «очень хорошо» или «прекрасно» стимулирует процессор ЭМОНАС подсознания к эмоциональному двигательному сопровождению прослушиваемых музыкальных фрагмен-тов, ассоциированных со следами ЭмО самых высоких эмоций вплоть до слез, которые в последующем снова возникают на глазах слушателя при «первых же аккордах» любимого произведения!
    Таким образом, у людей без музыкального образования в прослушивании музыки уча-ствуют в основном первичные системы интеллекта: подсознание (малоразвитый сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ процессора БАРДЗО) и надсознание (процессор БАРИЧО), а в сознании от-мечается лишь фамилия исполнителя, например: «Ах, что за Чудо наша Алла Пугачева!». Следы же эмоций и слезы восхищения формируются процессором БАРИЧО надсознания на основе подтвержденной сверхвысокой надсознательной оценки «Чудо!», способной изме-нить Веру человека и обратить его в другую религию.
    У людей с музыкальным слухом особенно развит соответствующий Интонационно-гармонической вариатор-анализатор (сопроцессор ИГВА), который входит в состав процес-сора СЕМАФОР сознания. Этот сопроцессор работает с собственной внутренней речью, т.е. способами артикуляции (пения), и вторя прослушиваемому Миру звуков он обеспечивает выделение малейших нюансов музыкальных звуков и фраз и обеспечивает достаточно высо-кую информативность и связность их следов образов уже в нейро-стеке тематических Сбор-ников – личных пособий сознания. И тогда появляется сознательная (формализованная) или надсознательная (интуитивная) логика и оценка воспринимаемых или создаваемых музы-кальных произведений как некоторых комбинаций музыкальных фраз, ассоциированных со зрительными и др. образами, например, видением красивого пейзажа или «сказок» Венского леса.
    Музыкальное образование позволяет сознательно накопить соответствующий темати-ческий Сборник музыкальных произведений и правил построения «красивых» музыкальных фраз, что позволяет уже «формально» корректировать творческий процесс. В тоже время му-зыкально одаренные дети на основе особо развитых высоко связанных подсистем-сопроцессоров ИГАС и ИГВА подсознания и сознания, в соответствии с приобретенной по наследству версией высокого порядка интуитивной ритмической логики, могут сами быстро сформировать свой тематический Сборник (банк знаний и умений), требующий лишь неко-торой корректировки и систематизации, а также свои тематические Словари удачных музы-кальных фраз и ассоциаций. На Рис.2-16 нетрудно проследить возможности подсознательно-го восприятия музыкальных произведений и использования ассоциированных с ними других типов следов образов, что свойственно человеку с развитым воображением.


В.П.Широчин